Стихотворение про месяц март - мнемотехника с детьми и родителями

Раздел: Детский сад и родители

Дата публикации: 2012-11-05 | Просмотров: 2384 | Автор: Ольга Богданова

Обучаемся вместе с детьми.

Уважаемые родители!

Предлагаю вам пройти заочное обучение. Способ запоминания стихотворения поможет вам развить память вашему ребенку. Это интересно и полезно! Полученный навык поможет легче запоминать тексты, правила и стихи во время обучения в школе.


Стихотворение про месяц март.


Март - протальник


Март у матери зимы шубу снял, 

И проталинками он засиял,

И капелью заплясал в тишине.

Петушок нам прокричал о весне.


И в свете дней, во тьме ночей

Вдруг пашня задышала,

На оперение грачей

Похожей пашня стала.

Гляжу, ликуя, в синеву

И в гости к нам грачей зову.

                           М. Сухорукова


про март 1 часть


про март 2 часть


Уважаемые, родители!


Предлагаю Вам пройти дистанционное обучение.


Целью обучения станет изучение мнемотехники, как средства -  для заучивания стихотворений различной сложности  вместе с детьми способом кодирования.


Обучение будет по-этапным.


1 ЭТАП.

Восприятие стихотворения на слух.

Представьте, что вашему ребенку задали домашнее задание - выучить стихотворение. А оно не учится!


- Прочитайте стихотворение.


- Прочитайте его ещё раз вслух. 


- Прохлопайте вместе с ребёнком ритм первой части и второй части отдельно.


Хлопок производится на каждый гласный звук в слове.


 - Как вам воспринимается на слух текст стихотворения?

Сложно и не однозначно.

Стихотворение можно поделить на две части.

В первой части ритм один, а во второй - совершенно другой. 


Как вы думаете, ребенку будет сложно выучить такое стихотворение?

Я думаю, что - да. 

Но, не отчаивайтесь! Если вы услышали и восприняли стихотворение на слух, то первый этап вы прошли!


2 ЭТАП. 

Восприятие образов, предложенных в стихотворении.


- "Март" - "Сын Зимы". Требует объяснения. Если ребенок понимает, почему это так сказано, то это хорошо. А если нет, то объясните ему, что месяц март следует за зимой, это первый месяц весны. Образно Зима закончилась и шуба не нужна. Зима превращается в Весну.


- "Проталинка" - интересное слово, но тоже требует объяснения. Проталинка протаяла на солнце, оголила кусочек земли из под снега.


- "Капелью заплясал" - хорошее образное выражение. Если вы разучиваете стихотворение весной, когда на улице можно услышать капель, послушайте вместе с ребенком звон весенней капели. Покажите танец капель.


- "Пашня задышала" - Описано природное явление - туман, испарение влаги на пашне. Как показать и объяснить, что это значит? Проведите с ребенком опыт с горячим чаем в чашке. Налейте чай в блюдце - это увеличит площадь горячего напитка и будет виден пар.


- "Ликуя" - Нужно дать определение слова: "ЛИК" - лицо, эмоции на лице. Слово "ликуя" показать просто - покажите болельщиков во время игры в футбол, когда наши забили гол или вспомните, как радуется папа, когда смотрит футбол по телевизору.


Если непонятны другие слова, то их тоже следует объяснить ребенку с примерами из жизни.


Вы разобрались в значении непонятных слов?

Значит Вы прошли второй этап.


3  ЭТАП.

Кодирование слов картинками, знаками, словами.


Это самое сложное, но и самое интересное. Вам придется включить воображение и поиграть с ребенком в игру со словами и ассоциациями. Они могут быть у ребенка отличными от ваших, но это не страшно, а очень интересно.


1. Март у матери зимы шубу снял.


Картинки и слова:

Март - слово март, мимоза и цифра 8 - праздник - 8 марта. 

Могут быть другие варианты. Например: цифра 3 - третий месяц года, слово "весна", личные ассоциации: у кого - то день рождения в марте - подарки, конфеты, цветы и т.д.

У матери - слово мама, сердце - мама любит своих детей, улыбка - мама рада своим детям и т.д.

Зимы - Снежная Королева, снежинки, другие ассоциации: санки, горка, новый год, ёлка, подарки, теплая одежда, дед мороз, снеговик, северный полюс, пингвин и т.д.


Шубу снял - вешалка, стрелка вниз, другие ассоциации: заяц поменял шкуру на серую, папа снял с мамы шубу в театре - рисунок - театральный билет, номерок гардероба и т. д.


2. И проталинками он засиял.


И проталинками - проталинка, земля и снежинки вокруг, другие ассоциации: лужа, подснежник, ручеёк, кораблик и т.д.


Он - перечеркнутый бантик, другие ассоциации: папа, дом, автомобиль, кот, гриб, светофор, стол, лук (слова мужского рода) и т. д.


Засиял - солнце и блеск на луже, другие ассоциации: звезда, радостное лицо, начищеный клинок, северное сияние и т.д.


3. И капелью заплясал в тишине.


И капелью - крыша, сосульки, капель, другие ассоциации: капли - лекарство, капает кран, капает дождь и т.д.

Заплясал - магнитофон, другие  ассоциации: балерина, гармонь, ноты, хоровод, вальс и т.д.

В тишине - перечеркнутые губы - знак молчания, другие ассоциации: ночь, знаки: "вкл. и выкл.", выключатель, сон, кровать и т.д.


4. Петушок нам прокричал о весне.


Петушок - петух, другие ассоциации: конфета на палочке, гребешок, цыплёнок на сковородке, свистулька "Петушок" и т.д.


Нам - множество точек в обводке, другие ассоциации: письмо, торт, подарок, имя, адрес и т.д.


О весне - "О",  "В" подснежник, другие ассоциации: 8 марта, космонавт, демонстрация, ручеёк, перелетные птицы, верба и т.д.


5. И в свете дней, во тьме ночей вдруг пашня задышала.


И в свете - "И" горящая лампа, другие ассоциации: фары, фонарь, прожектор, луч света, печать (в свете решения) и т.д.


Дней - солнце, другие ассоциации: расписаниеуроков, календарь, часы - дневное время, уличные игрушки, обед, работа и т.д.


Во тьме ночей - черное ночное небо и месяц, другие ассоциации: пещера, погашенная лампочка, сон, кровать, закрытые глаза, черный цвет, заколдованный лес и т.д.

Вдруг - запоминается на слух. Проигрывается ситуация с ребенком: ответь на вопрос, а что бывает "вдруг"? Свободные ассоциации: гудок автомобиля, подскользнулся и упал, звонок телефона, каркнула ворона и т.д.

Пашня задышала - пашня, нос Буратино. Ассоциация с действием - дыхание. "ПАШНЯ ЗАДЫШАЛА" - стала парить, испарять влагу - дышать. *Восприятие образа).


6. На оперение грачей похожа пашня стала.


На оперение грачей - "НА", перо, "Г", птица - грач. 

Похожей пашня стала - две капли воды - рассуждения - все капли похожи друг на друга, пашня - распаханное поле. Слово "СТАЛА" - запоминается на слух.


7. Гляжу, ликуя в синеву и в гости к нам грачей зову.


Гляжу ликуя в синеву - лицо - образовано от слова "ЛИК", ликуя - радуясь. "В" синеву - синее пятно краски - ассоциация - синее небо, даль синего моря, образ - синева глаз и т.д.

И  в гости к нам - "И", цветы, подарок в коробке - ассоциация - идем в гости. Слово "НАМ" - шабронное изображение - множество точек - ассоциация - это мы. (Схематическое изображение).

Грачей зову - стая птиц - грачи, телефон - средство общения - зову по телефону, приглашаю в гости и т.д.


Успехов Вам!

Богданова Ольга Владимировна

Богданова Ольга Владимировна

Работает воспитателем детского сада.
Стаж работы более 30 лет, высшая квалификационная категория.