Характеристика учебной деятельности дошкольника

Раздел: Из достоверных источников о развитии, воспитании, обучении

Дата публикации: 2012-08-31 | Просмотров: 11472 | Автор: Ольга Богданова


Характеристика учебной деятельности ребёнка дошкольника


К концу дошкольного возраста начинают формироваться основы учебной деятельности в процессе специально организованных учебных занятий.

Учебная деятельность включает в себя: развитие познавательных интересов, умение учиться.


Познавательные интересы формируются в процессе:


1.Содержания обучения;

2.Познавательной активности ребёнка;

3.Усвоения материала в форме дидактической игры;

4.Понимания ребенком характера вопросов.


Именно познавательные интересы  являются важными мотивами деятельности, выражают направленность личности, активизируют способности.


Умение учиться  проявляется в навыках ребёнка:


1.Ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;

2.Использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдения, сравнения, группировка и другие способы познания);

3.Контролирует себя в процессе выполнения задания;

4.Достигает результата;

5.Приобретает элементы навыков самоконтроля и самооценки.


Взрослому для развития познавательных интересов дошкольника необходимо:


•    создавать условия ребенку для его активных действий;

•    вовлекать в процесс самостоятельного поиска;

•    ставить вопросы проблемного характера;

•    разнообразить учебную деятельность;

•    показывать ребенку нужность, важность учебного материала («личностный смысл»);

•    предлагать задания трудные, но посильные;

•    планировать достижение результата, положительно оценивать;

•    предлагать эмоциональный учебный материал.

Воспитание познавательных интересов — важная составная часть воспитания личности ребенка.


Особую роль играет форма обучения дошкольников: овладение детьми системой занятий в виде дидактической игры более эффективна, чем в виде прямых учебных заданий, особенно в младшем возрасте.

Умение учиться в дошкольном возрасте включает в себя следующие моменты:

а) ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;

б) использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдение, сравнение, группировка и т.д.);

в) контролирует себя в процессе выполнения задания;

г) достигает результата;

 д) приобретает элементарные навыки самоконтроля и самооценки.


А.П. Усова выделяет конкретные признаки овладения учебной деятельностью у дошкольников

 3 УРОВНЯ  РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ


слушает указания

Ребенок слушает указания.


1.   Слушают указания, руководствуются ими в работе.

В случае непонимания задают вопросы.

 Правильно оценивают работу других.

Правильно оценивают свою работу.

Достигают нужных результатов.


2.      Слушают указания, условно придерживаются их в работе.

  Самоконтроль не устойчив, осуществляется через работу других  детей.  

  При выполнении работы склонны к подражанию другим детям.

 Результаты условны.


3.   Слушают указания, но как бы,  не слышат их.

Не руководствуются ими в работе. К оценке не чувствительны.

Результата не достигают.

    

Овладение элементарными навыками учебной деятельности позволяет ребенку успешно обучаться в школе.


Богданова Ольга Владимировна

Богданова Ольга Владимировна

Работает воспитателем детского сада.
Стаж работы более 30 лет, высшая квалификационная категория.