Рисование со старшими дошкольниками, планирование

Раздел: Конспекты для воспитателей

Дата публикации: 2012-06-14 | Просмотров: 9795 | Автор: Ольга Богданова

Перспективное планирование по изобразительной деятельности

со старшими дошкольниками.


РИСОВАНИЕ


Воспитатель Богданова О.В.

Месяц

Тема

 

Цели и задачи

Часы

 

Развивающая среда

Методическое обеспечение



1

сентябрь



«Осенние дары»

Техника: гуашь.


Работа над формой овощей, фруктов, грибов.


Композиция.

1

Мнемотаблицы стихов об осени.

Демонстрационные картинки с изображением овощей, фруктов, грибов, ягод.

Стихи: С. Есенин «Осень»

М. Лермонтов  «Осень»

М. Садовский

«Учим наблюдать и рассказывать»Стр. 163


«Осень наступила»

Техника: гуашь.

 Работа сухой кистью, тычком.

Учить использовать тёплую гамму красок.

1

Иллюстрационный материал по теме «Осень»

Зарисовки детей «Осенний диктант»

Картина «Золотая осень»

Левитан.

 «В осеннем парке»   Фотоальбом.


«Золотые колоски»

Техника: гуашь.

Приёмы: работа концом кисти, примакивание.

Соблюдение пропорции, подбор цветовой гаммы, разбеливание.

1

Натуральные колосья.

Демонстрационный материал:

«Уборка хлеба»

Я. ШИМ

«Откуда хлеб пришёл»


«Осенние цветы»

Техника: гуашь.

Смешивание красок, получение оттенков.

Перекрывание цвета друг другом.

Построение композиции.

1

Демонстрационный материал:

«Садовые цветы»

Букет натуральных астр.

Раскраски «Цветы»

Стихотворение «Астры»


 

«Натюрморт»



 

Техника: гуашь.

Знакомство с натюрмортом.

Навыки наброска простым карандашом.

Построение композиции, соблюдение пропорции, перекрываемость объектов.

1


Дидактическая игра «Составь натюрморт»

 Мнемотаблица  стихотворения:

«Натюрморт»

  Н.А. Курочкина

«Знакомство с натюрмортом»

Изд. «Детство - пресс»


«Золотая хохлома»

Техника: гуашь.

Работа концом кисти, способом примакивания, соблюдение цветовой гаммы хохломской росписи.

1

Демонстрационный материал:

«Хохлома»

Шпикалова,  Величкина.

Натуральная хохломская посуда.

Стихотворение  «Хохлома»

  А.П. Аверьянова стр. 72

«Аквариум»


Техника: акварель и восковой мелок.

Прорисовка деталей, соблюдение пропорций, сохранение частей тела.

Цветовая гамма.

1


Демонстрационный материал: «Аквариумные рыбы»

Книжки – раскраски.

Рассматривание аквариумных рыбок.

2

октябрь


«Ветер»


Техника: графит

Продолжать знакомить детей с техникой работы графитом. Учить передавать в рисунке движение.

Построение композиции. Приёмы  работы: штрих, линия.


 

1

Демонстрационный материал по технике:

«Графика».

Учебник «Основы живописи, графики»

Альбомы с контурными изображениями для штриховки различными способами.

Графические рисунки детей.


«Облака»

Техника: акварель

Продолжать знакомить детей с особенностями работы акварельными красками.

Приём – размывка.

1

Пейзажные иллюстрации с изображением разного времени суток: день, ночь, вечер, утро.

Стихотворение: «Пейзаж»

Дидактическая игра на прогулке: «Далеко и близко». Тренировка зрительного внимания.


«Самолёт»


Техника: акварель и восковой мелок.

Предметное рисование.

Навыки графической передачи предмета, выделение характерных особенностей. Акварельная размывка фона.


 

1


Демонстрационный материал по теме «Транспорт».

Книжки – раскраски «Самолёты»

Рассматривание моделей – игрушек самолётов.

Конструктивная деятельность -  постройка самолёта, оригами.


«Осенние листья»


Техника: гуашь, штамп.

Продолжать знакомить с различными способами рисования. Закрепление навыков смешивания красок.



 

1


Стихотворение «Ходит осень, бродит осень…»  - мнемотехника.

Рассматривание листьев на прогулке, внесение в группу осеннего букета.

Для занятия – листья различной формы.


«Осень

 в

 Летнем  саду»


Техника: акварель, белила – гуашь, простой карандаш.

Построение композиции: аллеи, деревья, скульптуры. Формировать умение видеть в работе перспективу, соблюдать пропорции.



 

1


Стихи о Летнем саде, осени в Летнем саду.

Рассматривание иллюстраций и фотографий.

Экскурсия в Летний сад.

Музыкальный досуг: «Осень в Летнем саду».


«Голубой простор»


Техника: акварельная размывка.

Учить работать на большом формате: А – 3.Продолжать знакомить с выразительными средствами: монохром (работа одним цветом)



 

1


Дидактическая игра: «Тёплые и холодные краски».

Рассматривание черно – белого изображения через цветной фильтр.

Дидактическая игра «Бабочки» на фланелеграфе.


«Осенняя фантазия»

Техника: гуашь, смешивание красок теплого тона.

Продолжать знакомить с различными способами передачи колорита осеннего пейзажа. Учить включать в работу элементы декора.

1

Рассматривание декоративной росписи: «Хохлома», листья, ягоды, цветы.

Рассматривание деревьев с различной кроной.

Книжки – раскраски: «ДЕРЕВЬЯ»

Мастерская дизайна: «Узоры на ткани, упаковочной бумаге, обёрток от конфет»


«Золотые лепестки»


Техника: гуашь.

Декоративная роспись по мотивам хохломы. Учить работать концом кисти, способом примакивания. Построение композиции, чередование узора в полосе.

1


Демонстрационный материал: «ХОХЛОМА».

Рассматривание хохломской посуды с узором «Листья»

Стихотворение: «Хохлома»

Книжки – раскраски с хохломской росписью.

 

ноябрь


«Комнатные растения»


Техника: акварель и восковой мелок.

Рисование комнатного растения с натуры. Графические навыки передачи формы и расположения листьев. Заливка контура акварелью

1


Рассматривание комнатных растений в группе.

Дидактическая игра: «Вырасти растение»


«Городской пейзаж»

Техника: гуашь.

Продолжать знакомить с пейзажной живописью.

Формировать навыки передачи перспективы при изображении домов, улицы, деревьев, транспорта.

1

Рассматривание картины: «Осень в городе»Дидактическая игра: «Мы по городу идём».

Конструктивная деятельность: «Построим свой город»

Мнемотехника: «Открытка + слово»

«Земля - планета»

Техника: гуашь

Развитие пространственного мышления. Учить передавать в рисунке форму земного шара.



 

1

Рассматривание глобуса.

Энциклопедия для детей: «Земля и человек». Игра настольная: «солнечная система».


«Гжельская посуда»


Техника: гуашь

Продолжать знакомить с декоративной росписью. Формировать представление о технике изображения. Закрепление умений разбеливания  синей краски.

1


Демонстрационный материал: «Гжель».

Дидактическая игра: «Составь узор».

М.Н. Сокольникова «Гжель» стр. 65

Рассматривание гжельской посуды.

Н. Сурьянова  «Синие цветы гжели»

Игра – лото «Русский сувенир»


«Ваза»

Техника: акварель

Продолжать знакомить с техникой работы акварелью.

Учить в работе слиянию цвета, используя густую краску и большое количество воды. Рисование по контуру.

1

Рассматривание керамической посуды.

Использование тактильных ощущений при обследовании посуды.

Демонстрационный материал: «ВАЗЫ»


«Пушистик»

Техника: гуашь сухой кистью. Знакомство с анималистической живописью. Закрепление навыков работы сухой кистью, тычком.

1

Демонстрационный материал: «Животные»

Чтение произведений о животных, рассматривание иллюстраций в книге Е. Чарушина.


«Первый снег»

Техника: акварельная размывка и белила.

Работа над построением композиции, перспективой, линией горизонта.

1

Рассматривание картины: «Первый снег»

«Знакомство с пейзажем»

Дидактическая игра на прогулке: «Далеко и близко»


«Человек»

Техника: графика, цветные карандаши.

Формировать умение рисовать человека. Соблюдение пропорции тела, передача движения.

1

Дидактическая игра: «Бегущий человек»

«Школа рисования». Рисуем человека.

Книжки – раскраски с изображением людей.

Демонстрационный материал по теме: «Спорт»

4

декабрь


«Рисуем стихотворение»

Техника: коллаж

Развивать творческую фантазию. Использовать навыки мнемотехники для передачи содержания стихотворения.

1

Мнемотаблицы со стихами.

Стихотворение  С. Есенина «Белая берёза».

Рассматривание иллюстраций к книге

С. Есенин  «Стихи»



«Осенний парк»

Техника: графит

Продолжать знакомить с техникой графита. Учить делать растушевку, передавая размытость пейзажа поздней осени.

1

Демонстрационный материал: «Графика», «Деревья».

Дидактическая игра: «Далеко и близко» на построение композиции.



«Монотипия»

Техника: гуашь, монотипия.

Продолжать знакомить с различными способами изображения. Развивать фантазию. Учить видеть в отпечатке пейзаж.

1

Дидактическая игра по цветоведению: «Холодная и тёплая гамма».

Дидактическая игра: «Волшебные цветные зеркала» на смешивание основных цветов.



«Подарочная коробка»

Техника: гуашь, штамп.

Продолжать знакомить с различными изобразительными средствами. Формировать представление о дизайне.

1

Школа дизайна – Сокольннкова.

Мнемотехниа: «Открытка + слово», ассоциации.

Рассматривание обёрточной бумаги для подарочных коробок.



«Волшебные цветы»


Техника: гуашь, штамп.

Продолжать знакомить с техникой работы – штампом.

Использовать для штампа природный материал.

1


Демонстрационный материал: «Декоративные цветы»

Книжки – раскраски: «Цветы»

Мтемотехника: «Открытка + слово», ассоциации.



«Герои сказок»


Техника: коллаж

Учить создавать коллективную работу с использованием аппликации.

Закрепление навыков построения композиции на большом формате.

1


Демонстрационный материал: «Герои сказок».  Выбор сказки. Проигрывание сказки в ролях.

Рассматривание иллюстраций к сказке,

декораций, костюмов героев.



«Новогодняя сказка»

Техника: коллаж.

Создание творческой работы. Учить детей планировать задуманное, выбирать материал самостоятельно.

1

Рассматривание фотографий с детского утренника.

Просмотр видеозаписей.

Предложить различный материал для работы в любой знакомой детям технике.



«Зимние забавы»

Техника: гуашь, аппликация. Продолжать учить детей использовать смешенную технику для создания работы. Использовать силуэтное вырезание фигур детей.

1

Рассматривание картины: «Зимние забавы».

Дидактический материал: «Рисуем человека».

Демонстрационный материал: «Строение тела человека»

Игра из палочек: «Бегущий человек».

5

январь


«Волшебные ладошки»

Техника: графика, цветные карандаши. Продолжать знакомить с различными способами изображения. Развивать фантазию.

1

Дубровская «Волшебные ладошки».

Мнемотехника: «Открытка + слово» ассоциации. Пальчиковые игры.

Самодельный альбом с детскими работами:

«Волшебные ладошки».



«Мосты повисли над Невой»

Техника: акварельная размывка, восковой мелок, белила.

Построение композиции. , Прорисовка деталей, повторение узора и конструкции.

1

Демонстрационный материал: «Мосты Санкт – Петербурга».

Фотоальбом с видами города.

Дидактическая игра» «Построй мост через Неву».

Конструктивная деятельность.



«Транспорт»

Техника: акварель и восковой мелок.

Передача конструкции, построение композиции, перспектива.

1

Демонстрационный материал: «Транспорт». Конструктор: «Городок» - настольный.

Рассматривание картины: «Улица».

Настольная игра: «Дорожные знаки».



«Городские фонари»

Техника: графит.

Знакомство с техникой графита. Использование стиральной резинки, растирка, растушевка. Формат ½  от А – 4.

1

Демонстрационный материал: «Графика».

Рассматривание фотографий с изображением фонарей, набережных, мостов, решеток.



«Зимний пейзаж»

Техника: монохром, гуашь.

Закрепление умений разбеливать краску, работать одним цветом, передавать настроение.


 

1

Рассматривание зимних пейзажей.

Дидактическая игра: «Волшебные зеркала».


«Веселые зверюшки»

Техника: акварельная размывка.

Продолжать знакомить с техникой работы акварелью. Учить делать контурный набросок простым карандашом.

1

Рассматривание иллюстраций, выполненных Е. Чарушиным.

Подбор контурных рисунков по теме: «Рисуем животных».

Творческая игра «Зоопарк».


«Город герой - Ленинград»

Техника: графит.

Продолжать знакомить с техникой графита. Построение композиции. Воспитывать уважение к  памяти о подвиге Ленинградцев в дни блокады.

2

Рассматривание фотографий о блокадном Ленинграде.

Просмотр видеофильма о блокадном Ленинграде. Демонстрационный материал по теме: «Графика».

6

февраль


«Посуда из стекла»

Техника: акварельная размывка.

Добиваться прозрачности акварели при прорисовке стеклянной посуды. Использовать простой карандаш для контурного наброска.

1

Рассматривание стеклянной прозрачной посуды.

Дидактическая игра: «Разноцветные стёклышки».


«Золотая хохлома»

Техника: гуашь, работа на цветном картоне.

Навыки рисования концом кисти линий и точек.  Рисование в контурном формате.

1

Демонстрационный материал по теме: «ХОХЛОМА».

Рассматривание хохломской посуды с узором «ягоды».

Книжки – раскраски.


«Зимний парк»

Техника: гуашь.

Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Учить передавать в работе настроение, состояние природы: тишина, снегопад.

1

Рассматривание зимних пейзажей.

На прогулке рассмотреть заснеженные деревья, снегопад.


«Праздничный салют»

Техника: акварель и восковой мелок.

Продолжать знакомить со способами передачи света в тёмный период суток. Построение композиции.

1

Рассматривание фотографий и иллюстраций по теме: «Праздничный город».

Мозаика: «Собери картинку» - с видами города.


«Февральская лазурь»

Техника: гуашь, по сухому.

Знакомство с пейзажной живописью.

Работа над передачей настроения, светом. Разбеливание тёмных тонов красок. Рисование тычком.

1

Рассматривание картины: «Февральская лазурь».

Дидактическая игра: «Подбери оттенки».


«Соборы нашего города»

Техника: акварельная размывка и восковой мелок.

Построение конструкции, соблюдение пропорции, выделение деталей. Подбор фона в соответствии со временем суток.

1

Рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением соборов Санкт – Петербурга.

Мозаика: «Собери картинку».

Экскурсии выходного дня с родителями.


«Портрет моего папы»

Техника: акварель и простой карандаш.

Продолжать знакомить с портретной живописью. Учить использовать ладонь суки для обведения контура лица. Продолжать учить соблюдать пропорцию и конструкцию лица.

1

Демонстрационный материал по теме: «Портрет».

Дидактическая игра: «Подбери эмоцию к лицу».

Рассматривание фотографий и иллюстраций. Стихотворение: «Портрет».


«Жостовские цветы»

Техника: гуашь.

Знакомство с декоративной живописью.  Продолжать учить рисовать плоской и круглой кистью. Смешивать краски на палитре. Прорисовывать детали.

1

Рассматривание иллюстраций с изображением подносов с жостовской росписью. Рассматривание натуральных подносов. Дидактический материал: «Декоративная роспись». Демонстрационный материал: «Цветы».

7

март


«Портрет моей мамы»


Техника: акварель и простой карандаш. Продолжать знакомство с портретной живописью.

1

Смотри по теме: «Портрет моего папы».


Рассматривание иллюстраций: «Причёски», «Украшения».


«Птицы»

Техника: акварельная размывка, простой карандаш.

Передача характерных особенностей расцветки, соблюдение пропорции тела, передача движения.  Контроль над графикой при наброске ( лёгкий нажим ).

1

Демонстрационный материал по теме: «Птицы».

Рассматривание иллюстраций к произведениям В. Бианки :


«Куклы - артисты»

Техника: графика цветными карандашами.

Продолжать учить рисовать человека в движении.  Соблюдение пропорции тела, прорисовка деталей.

1

Демонстрационный материал по теме: «Театр».

Дидактический материал: «Рисуем человека». Рассматривание игрушек в кукольном театре.


«Золотая хохлома»


Техника: гуашь, рисование в контуре по фону.

Продолжать знакомить с декоративной живописью. Закрепление навыков рисования концом кисти деталей декора.

1


Демонстрационный материал по теме: «Декоративная роспись».

Рассматривание хохломской посуды с узором: «Ягоды, цветы».

Книжки – раскраски.

Дидактическая игра: «Русский сувенир».


Весенний пейзаж»


Техника: акварельная размывка.

Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Продолжать формировать представление о зеркальности отражения, светотени относительно расположения солнца в рисунке.

1


Рассматривание картины с весеннем пейзажем: «Март».

Дидактический материал по теме: «Знакомство с пейзажной живописью».

Рассматривание Д.М.: «Деревья».

Дидактическая игра на прогулке: «ТЕНЬ И СВЕТ».


 

«Ваза с цветами»


«Натюрморт

 с цветами и плодами»


Техника: гуашь.

Продолжать знакомить с натюрмортом. Формировать навыки рисования с натуры. Соблюдение пропорции, конструкции, цветовое решение.

2


Дидактический материал по теме: «Знакомство с натюрмортом».

Рассматривание ваз и цветов. Книжки раскраски: «Цветы». Стихотворение: «Натюрморт» с использованием мнемотехники.


«Дюймовочка»

Техника: акварельная размывка и восковой мелок.

Формировать умение продумывать содержание рисунка. Построение композиции, передача содержания сказки, прорисовка деталей, выделение главного объекта цветом.

1


Рассматривание иллюстраций к сказке Х.К. Андерсена «Дюймовочка».

Чтение сказки.

8

апрель


«Космос»


«Наша планета самая красивая»


«Планеты солнечной системы»


Техника: гуашь.

Развивать пространственное мышление. Передача цветовой гаммы,. Формировать представление о том, что в космическом пространстве ракеты могут двигаться в любом направлении.

Навыки рисования по фону.

Коллективная работа – коллаж.

3

Демонстрационный материал по теме: «Космос». Детская энциклопедия: «Земля и человек».

Чтение произведений о космонавтах. Мнемотехника: «Открытка + слово» - сюжет: «Весна – космос - Гагарин».

Иллюстрации к книге: «Тайна третьей планеты».

Настольно – печатная игра: «Солнечная система».


«Весенний пейзаж»

Техника: акварельная размывка и восковой мелок.

Продолжать знакомство с пейзажной живописью. Формировать навыки акварельной размывки по мокрому листу. Умение строить композицию, прорисовывать деревья и их отражение в воде.

1

Демонстрационный материал  по теме: «Знакомство с пейзажной живописью».

Дидактическая игра на прогулке: «Найди отражение».

Рассматривание Д.М. : «Деревья».

Демонстрационный материал: «Графика».

Рассматривание и составление рассказа по картине: «Большая вода».

«Мосты и решетки»

Техника: графит.

Продолжать знакомство с графикой.

Формировать умение копировать изображение. Развитие зрительного внимания, координация руки и глаз.

1

Демонстративный материал по теме: «Графика».

Рассматривание иллюстраций и фотографий с видами мостов и решеток.


«Животные разных стран »

Техника: акварельная размывка и восковой мелок.

Знакомство с анималистической живописью. Прорисовка животных восковым мелком.  Соблюдение пропорций тела, характерных особенностей окраски и строения травоядных и хищных животных.

1

Демонстрационный материал по теме: «Животные жарких стран».

Дидактическая игра:  «Кто где живёт».

Книжки – раскраски: «Животные». Иллюстрации к книге: «Почему они так окрашены?». Творческая игра: «Зоопарк».

Фотоальбом: «Зоопарк».


«Декоративные цветы»

Техника: гуашь.

Продолжать знакомство с декоративной живописью и дизайном. Развивать фантазию, выдумку. Учить использовать полученные знания и навыки в творческой работе.

1


Демонстративный материал по теме: «Декоративная роспись».

 Рассматривание различных видов тканей с изображением стилистических цветов.

Дидактическая игра: «Подбери узор».


 

«Пасхальное яйцо»

Техника: гуашь.

Прививать интерес к историческим традициям православной культуры России. Закреплять навыки декоративной росписи на форме.

Закрепление умений рисовать тонкой кистью, развитие мелкой моторики пальцев.


 

1


Демонстрационный материал по теме: «Декоративная роспись».

Просмотр иллюстраций: «Пасхальные яйца Фаберже».

Дидактическая игра: «Составь узор».

9

Май


«Мой любимый детский сад»

Техника: акварель и восковой мелок.

Закрепление навыков построения конструкции детского сада. Рисование по памяти. Заливка акварелью по желанию и выбору сезона (зима, весна, лето, осень).

Рисование на формате А-3.


 

1

Рассматривание здания детского сада на прогулке. Дидактическая игра: «Построй здание».

Конструктивная деятельность из мелкого строительного материала.

Рассматривание фотографий с изображением детского сада в разные сезоны природы.


«Пейзаж»


«Бабочка»

Техника: гуашь, монотипия, диотипия.

Продолжать знакомить с различными способами рисования.

Работа над цветовой гаммой, контрастность, тёплые и холодные тона. Сочетание цветов.

2

Демонстрационный материал: «Бабочки».

Игра на развитие зрительного внимания: «Найди спрятанных животных на картине».

Дидактическая игра: «Тёплое и холодное».

Книжки – раскраски: «Бабочки».


«Рыбы»


Техника: акварель и восковой мелок.

Продолжать знакомить с различными способами рисования – петелька. Навыки прорисовки деталей строения рыб. Передача цветовой гаммы раскраски.


 

1


Демонстрационный материал: «Рыбы».

Книжки – раскраски: «Кто живёт в океане?».

Рассматривание аквариумных рыбок.

Фотоальбом с аквариумными рыбками.

Экскурсия выходного дня  с родителями в океанариум.


«Морской пейзаж»

Техника: акварельная размывка.

Знакомство с морским пейзажем.

Закрепление техники акварельной размывки. Формировать представление о линии горизонта.

1

Демонстрационный материал: «Морской пейзаж».

Рассматривание картин художника – морениста Айвазовского.


«Волшебная клякса»

Техника: кляксография.

Продолжать знакомство с различными способами рисования. Размывка тушью по мокрому листу.

1

Рассматривание альбома с работами, выполненными в технике «Кляксография».

Демонстрационный материал по теме: «Монохром».


«Весна»

Техника: акварельная размывка.

Закрепление навыков и умений рисования акварелью.

1

Демонстрационный материал по теме: «Пейзажная живопись».


«Мой любимый уголок г. Санкт - Петербурга»

Техника: акварельная размывка и восковой мелок.

Создание творческих работ, закрепление технических навыков.

1

Демонстрационный материал: «Городской пейзаж».

Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей Санкт – Петербурга.

Богданова Ольга Владимировна

Богданова Ольга Владимировна

Работает воспитателем детского сада.
Стаж работы более 30 лет, высшая квалификационная категория.