Мнемотехника с дошкольниками

Раздел: Методики и технологии

Дата публикации: 2012-04-30 | Просмотров: 15692 | Автор: Ольга Богданова

Мнемотехника с дошкольниками.


Мнемотехника - это наука о словесной памяти.

 

 В основе всех приемов лежат ассоциации - установление общей сути
в разных предметах и явлениях. Конкретными приемами этой группы являются ассоциации:

1.    Свободные ассоциации: за 30 сек  написать слова первые пришедшие на ум (норма 10-15 слов).
2.    Направленные ассоциации: за 30 сек  слова на букву «С».
3.    Многоаспектовые ассоциации: за тоже время - все, что может быть белым.
4.    Аналогия - на что похож предмет.
5.    Ассоциация на действия - как можно использовать предмет.
6.    Ассоциация на качество – пример: свеча восковая, автомобильная, аптечная.
7.    Перекодирование - слово переводится в рисунок.
8.    Качание маятника - поиск связи. Методы или приемы запоминания словесного материала.

 


1.   Составление сюжета или рассказа:
Цель: запомнить слова, а для этого мы из них будем «собирать» и составлять рассказ.

В младшем, среднем возрасте и на 1 этапе в старшей группе рассказ составляет воспитатель, на 2 этапе в старших группах дети самостоятельно составляют рассказ из предложенных слов.
После составления рассказа дети воспроизводят цепочку слов.
Слова, подбирающиеся в цепочку должны быть зримыми и материальными.
Минимальное количество слов— 10.
На каждое слово в рассказе, которое должны запомнить дети, делать взмах рукой.

 

 


2.   Метод Цицерона:
Ребенок запоминает слова-образы, которые заранее «разбрасывает» или расставляет на определенные объекты в группе. Для воспроизведения цепочки слов дети «собирают слова» в корзинку или шкатулку. Вводится в работу с 5 лет. Количество слов - 8.


3.   Метод трансформации – преобразование:
Каждое предыдущее слово в цепочке слов (образ на то) превращаем в последующее (10 слов).
В средней группе воспитатель дает цепочку слов, дает образ.
Ставит цель - будем запоминать , а для этого превращать с помощью «волшебной палочки» одно в другое. В старших группах дается цепочка слов и ставится цель.

 

 


4.   Образный метод:
Лента - дорога - змея - слон - муха.

 

 


5.   Метод сюжет ассоциация:
Составление сюжета из слов вызывает ассоциацию на литературное произведение, знакомое детям. (Апельсин, ящик, Чебурашка, уши, магазин, продавец, крокодил, девочка, собака).

 

 


6.   Метод перекодирования слов в знаки.
Цель: для того чтобы запомнить слова нужно превратить их в знаки.
На 1 этапе дети придумывают знаки на цепочку и воспроизводят слова - по своим написанным значкам.
На 2 этапе дети записывают слова и воспроизводят цепочку слов, вспоминая свои знаки.


 

Слова с письмом (с 5 лет) дети слушают  цепочку слов, запоминают ее  одним из известных способов и одновременно рисуют значки.


 

Слова  +  открытка - ассоциация.
 
Дети  смотрят     на  открытки  и одновременно слушают слова-ассоциации, данные воспитателем, затем при показе открытки дети должны вспомнить слово;


Слово с помехами. Дети слушают цепочку слов, и одновременно вводится помеха. 

  Содержание   помех:   отстукивание   по   полу,   выкладывание предметов из палочек, музыка.
Если помеха звуковая, то она должна быть тише, чем задиктовываемая цепочка слов.


 

Запоминание   словосочетаний.   Существительное   +   прилагательное (мороз - сильный мороз) (открытки). Для тренинга зрительной памяти используют открытки и картинки (любые).
Запоминание и составление сюжета по открыткам (рекомендуется брать бессюжетные открытки).


Трансформация - запоминать открытки, превращая одно изображение в другие (не менее 10 мин.)


Оживление - введение действия на изображение.


Парные   открытки.    Открытки   запоминаются   парами.   Минимальное количество пар - 5.


Открытка   +   слово-ассоциация.   По   слову   вспомнить   изображение.
Использование сюжетных картинок для тренировки фотопамяти и умение установить ассоциации.


 

Использование мнемотаблиц для тренинга зрительной памяти дошкольников.


 

Мнемотаблица это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит изображение (схематичное - букв, цифр, предметов).
Значение: мнемотаблица тренирует фотопамять, развивает логическое мышление, воображение, смекалку, тренируется умение составлять связный рассказ по образам.
Могут быть простыми и тематическими (Речевые, математические, музыкальные, на формирование понятий, о временах года).

Основной прием для запоминания мнемотаблиц у дошкольников - это составление сюжета.


мнемотаблица про птиц


Мнемотаблица про птиц.

 


Работа с данной таблицей осуществлялась в ходе проекта "1 АПРЕЛЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПТИЦ".
В младшей группе № 8 весной 2011 года.

 


Данная таблица заполнялась со слов детей:
Вопрос к детям:"Кто такие птицы и что вы про них знаете?"
Ответы детей зарисовывались сразу. Уточнялись детали рисунка: нарисовать хвост павлина;
нарисовать домик для птиц, кормушку с едой, забор; птенца и ломаную скарлупу; лес.

 


1. У птиц есть лапки.
2. У птиц есть крылья.
3. Птицы строят гнезда на деревьях. 
4. У птиц есть туловище, голова, клюв, глаза. 
5. Слово "птица" начинается с буквы "П".
6. У птиц есть хвост, птица одета в перья.
7. Птицы есть дикие (живут в лесу).
8. Птицы несут яйца, из яиц выводятся птенцы.
9. Птицы бывают домашними, люди за ними ухаживают.

 


Таблица находилась в группе, способствовала закреплению знаний о птицах, использовалась
во время рисования.

 

Мнемотаблица помогала детям при составлении рассказа о птицах.


птица воробей
Автор рисунка Надя,  4 года.

Богданова Ольга Владимировна

Богданова Ольга Владимировна

Работает воспитателем детского сада.
Стаж работы более 30 лет, высшая квалификационная категория.