Развитие интегративных качеств дошкольников через проектную деятельность - Древняя Русь

Проектная деятельность с дошкольниками. Проект: "Древняя Русь" Развитие интегративных качеств через проектную деятельность.

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

         В.Г.Белинский

ПРОЕКТ: «Древняя Русь».

Автор: воспитатель Иванова Анна Владимировна и дети старшей группы № 6 ГБДОУ ЦРР детского сада № 33

Актуальность:  

«Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.        Наши современники педагоги, психологи, философы занимались и занимаются проблемами нравственности. Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания: формирование культуры поведения – С.В. Петерина;  формирование гуманных отношений  - Виноградова А.М., Воробьева М.В., Буре Р.С., и др.; воспитание нравственно – волевых качеств – Суровцева А.Р., Демурова Е.Ю., Буре Р.С., Стародубова Н.А. и др».

Концептуальные основы педагогики. 

ЦЕЛЬ: Расширение кругозора. Развитие интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

  1. Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (Ведущая роль педагога).
  2. Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (Вместе с педагогом).
  3. Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности.

Итоговая работа проекта - коллаж

Древняя Русь


Проект: «Древняя Русь»

Этапы проекта

   Содержание

   Результат

  1. Этап

Постановка цели: «Хотите ли вы узнать: как люди жили в прошлом – в Древней Руси?»

Развитие интегративного качества: «любознательный, активный» - расширение кругозора детей.

  Согласие детей.  

  1. Этап

«Древняя Русь» - из каких источников мы можем получить информацию.

Развитие интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и детьми» - формирование навыков получения и обработки информации.

Разделение на группы.

Информация для родителей.

Выполнение творческих работ.

  1. Этап

Деятельность педагога: организация деятельности детей (НОД, подгрупповой, индивидуальной), организация совместной деятельности, изготовление дидактических игр, работа с семьей.

Создание развивающей среды для развитие интегративного качества «Способный решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту»

Проявление интереса детей к данной теме. Систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей.

Углубленное приобщение к истории своей страны, ее культуре, быту, народному искусству.

  1. Этап

Оснащение группы материалом и творческими работами по данной теме.

Желание родителей помогать детям, познавать окружающий мир.

Создание творческих работ.

Совместный досуг  родителей и детей по теме. 

Коллаж :«Древняя Русь».

Разделы

Тема

Вид совместной деятельности

Предполагаемая самостоятельная деятельность детей

Материалы и оборудование

Совместная деятельность с семьей

Социально-личностное развитие

Образовательная область «Социализация»

Игровая деятельность

Интегративное качество «любознательный, активный»:

- использует различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.)

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»:

- умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

«Древние-русские предметы обихода»

Рассматривание предметов утвари, которые использовались на Руси (прялка, глиняные горшки, чугунки, полотенца, ухват, деревянная посуда и т.п.)

Проигрывание в д/ игру «Что лишнее?» (Игра по теме «Древняя Русь») Цель: знать, называть предметы и соотносить их с определенным периодом времени.

д/ игра «Что лишнее»  (игра по теме «Древняя Русь») Цель: Соотносить современное и прошлое  время.

Внесение в группу предметов утвари, которые использовали на Руси, д/игры «Что лишнее?» (Игра по теме «Древняя Русь»)

Принести из дома старинные предметы утвари, которыми пользовались на Руси

Повторить дома с детьми: предметы утвари, одежды, оружия, орудия труда, мебели, постройки и т.д.

Общение со сверстниками и взрослыми

Интегративное качество  «любознательный, активный»

-Проявляет устойчивый интерес различным видам  детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре

Интегративное качество «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

- проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять.

Строение «Храм-Крепость»

Рассматривание иллюстраций с видами крепостей, изучение их строения. Конструирование крепости из большого строителя.(При благоприятной зимней погоде, строительство крепости из снега) Развитие умения обсуждать будущий проект постройки, понимать замысел постройки, работу в коллективе.

Конструирование крепостей из различного вида конструкторов и строителей, привлекая к действиям своих товарищей.

Подвижная игра  «Оборона крепости» Цель: развивать умение метать в даль, ловкость, внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Внесение в группу иллюстративного материала с видами «Храмов-крепостей», разные виды конструктора и строительного материала

Подбор для детей иллюстративного материала по теме: «Крепость-храм».

Формирование гендерной принадлежности

Интегративное качество «Любознательный, активный»:

- проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструирование, изобразительной деятельности, игре.

Интегративное качество «эмоционально отзывчивый»:

Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.

«Одежда женщин и мужчин в Древней Руси»

Рассматривание, обсуждение и сравнение иллюстраций с видами одежды мужчин и женщин Древней Руси.

Изготовление поделок : кокошник для барышни, узорные  сарафан и рубаха, сапоги да туфли  (аппликация, рисование и лепка)Цель: отражать в узоре русские народные мотивы.

Самостоятельное рассматривание иллюстраций с видами  одежды мужчин и женщин.

Раскрашивание картинок  славян народных костюмах .

Д/игра «Одень барышню» Цель: знать  и называть разновидность одежды, учиться составлять свои комплекты одежды.

Использование в играх (сюжетно-ролевых, театрализованных) национальных  русских женских  и мужских костюмов.

Внесение в группу иллюстрационного материала с видами одежды мужчин и женщин древних славян.

Оснащение изо-уголка раскрасками с различными костюмами славян.

Приобретение кукол в национальных костюмах. 

Внесение в уголок «ряженья» русских национальных костюмов (сарафаны, кокошники,  рубахи косоворотки, шапки, кушаки и т.п.)

Подбор д/материала с видами костюмов.

Помощь в приобретении кукол в национальных костюмах.

Изготовление и пошив  русских национальных костюмов.

Образовательная область «Труд»

Интегративное качество   «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»:

- может рассказать о своем родном городе, стране,

- знает, где работают родители, как важен для общества их труд

«Ремесла»

д/игра «Славянская семья:

 родство и занятия» Цель: знакомить детей с образом жизни славян, а так же их бытом и семейным укладом, какие существовали ремесла.

Провести беседу, какие остались ремесла в наше время.

Сюжетно/ролевая игра «Славянская семья» Цель: развивать умения переключать мышление с современного времени в прошлое; обогащение словаря старинными словами (например: чарка, кафтан, коромысло, дружинник, воевода, торговец и т.д.)  

Сделать сравнительную характеристику какие сохранились ремесла, какие  появились новые профессии. (Дать цель поисковой деятельности: кем работают твои родители, что они делают на работе).

Самостоятельное проигрывание в д/ игру «Славянская семья: родство и занятия» Цель: развитие фантазии и воображения, самостоятельное использование

атрибутов  и костюмов  в игре.

Рассматривание дидактического материала по старинным ремеслам и современным профессиям.

д/игра «Славянская семья: родство и занятия».

Атрибуты и костюмы для сюжетно-ролевой игры «Славянская семья»

Оснащение дидактическим материалом по старинным ремеслам и профессиям.

Помощь в оснащении сюжетно-ролевой игры атрибутами и костюмами.

Составление мини- коллажа и рассказа о профессии родителей.

Составление мини-коллажа по древним ремеслам. 

Образовательная область «Безопасность»

Интегративное качество «Физически развитый, овладевший  основными культурно-гигиеническими навыками»:

- имеет элементарные представления о ценности здоровья

- имеет представления о здоровом образе жизни

Беседа о правилах обращения с холодным оружием (Игрушечным)

Опасность игры с огнем.

Перечислить опасности для человека при неосторожным обращением  с предметами похожими на холодное оружие (Палки, проволоки, детские игрушки в виде мечей, луков со стрелами).

Провести беседу как использовали огонь при защите крепости или взятии. Понять какие последствия ведет применение огня, как оружие. Перечислить какая опасность ждет людей, которые балуются с огнем, причины пожаров, и конечно,  действия ребенка, если произошел пожар. Сравнить как пожары тушили в прошлом и как в современном времени.

Проигрывание сюжетно-ролевой игры «Пожарники».

Рассматривание иллюстраций по правилам обращения с огнем, правила обращения с острыми предметами.

Проигрывание сюжетно-ролевой игры «Пожарные».

Внесение в группу атрибутов для игры «пожарные».

Иллюстраций по правилам обращения с огнем, правилам обращения с острыми предметами.

Предложить родителям дома провести беседу о правилах обращения с огнем и острыми предметами.

Познавательно – речевое развитие

Образовательная область «Познание»

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту) »

- умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Интегративное качество «любознательный, активный»:

- использует различные источники информации, способствующие обогащению игры

- проявляет  любознательность, интерес к исследовательской деятельности, проектной деятельности

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»:

- эмоционально тонко чувствует переживания близких людей взрослых, детей, персонажей сказок и историй

«Понятие времени»

Развивать представление о времени (прошлое, настоящее, будущее). Понимать близкое и далекое  прошлое.

Создание «ленты времени»

с отражением на ней основных знаменитых событий (Например: день рождения города Санкт-Петербурга,  «Куликовская битва», «Война с поляками. Минин и Пожарский» и т.д. )

Изучение схемы боя «Куликовской битвы» (Понятие условных изображений), изучение особенностей условий битвы «Ледовое побоище» (Разное оснащение и экипировка воина и территориальные  и погодные условия ). Обратить внимание на смелость, отвагу и любовь к своей Родине.

Рассматривание иллюстраций современного и прошлого времени сюжетов.

В доступности  для рассматривания детьми  «Ленты

 Времени».

Самостоятельное рассматривание карт, понимая символы и знаки на ней.

Внесение в группу дидактического материала «Лента времени»

Помощь в подборе иллюстративного материала: сюжетных картинок про прошлое и настоящее

Образовательная область «Коммуникация»

Интегративное качество «овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и со сверстниками»:

- может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым.

- использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы.

Составление рассказа по картине

Предварительная работа:

Чтение стихов, рассказов, былин (смотри ниже: Образовательная область «чтение художественной литературы»)

Обогащение словаря словами связанными с одеждой и амуницией богатырей.

Просматривание мультфильмов («Василиса Никулишна», «Алеша Попович», «Добрыня»

Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова и составление рассказа по ней

Рассматривание иллюстраций к стихам, рассказам, былинам.

Книги с картинками про русских богатырей

Внесение в группу книг и иллюстраций

Предложить посетить в выходной день музеи «Этнографический», «Русский»

Образовательная область «Речь»

Образовательная область «чтение художественной литературы»

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»:

- проявляет  эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа.

- понимает скрытые мотивы поведения героев произведения.

- проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста

Знакомство с понятием былина, сказание, старинная песня, сказка и небылица.

«На   Буяне, славном острове» Сборник русского фольклора.

Из сборника чтение  былин  о героических преданиях,

  о русских богатырях, скороговорок, песен и небылиц.

Использование отрывков:
О. Тихомиров «На поле Куликовом».

Самостоятельное рассматривание книг и иллюстраций к сказкам об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче.

В несение в группу

книг и иллюстраций по данной теме.

Рекомендовать прочитать художественные произведения с элементами русского фольклора, русских былин

Художественно- эстетическое развитие

Образовательная область «художественное творчество»

Интегративное качество «Любознательный, активный»:

-Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре

Символы и образы Древней  Руси.

Конструирование- поделка из бумаги «Крепости-храма», рисование «Древнерусских храмов» .

Разукрашивание древних воинов, девушек, предметов утвари и т.п.

Рисование: «Торговца Минина и князя Пожарского», «Узоры на полотенце», «древние храмы на Руси»

В свободном доступе образцы, трафареты и раскраски  по данной теме

Внесение в группу иллюстрации, трафареты, образцы символов и других элементов,

относящихся к Древней Руси

Сделать поделку по теме «Древняя Русь»

Образовательная область «музыка»

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками:

- Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня).

- Может без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.

- Может ритмично двигаться  в соответствии с характером и динамикой музыки

- Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям

Разучивание русских народных  песен и танцев хороводов

Разучивание русских народных песен и танцев-хороводов:

«Во поле береза стояла…», «Как пошли наши подружки…», «Светит месяц…», «Ах ты береза…».

При желании детей включать ауди запись с песнями и мелодиями русского фольклора для самостоятельного пения и танцевального творчества

Оснащение группы различными записями песен и мелодий русского фольклора

Спросить дома  какие музыкальные произведения они знают по данной теме.

Физическое развитие

Образовательная область «здоровье»

Интегративные качество «Физически развитый, овладевший основами культурно- гигиеническими навыками»:

- Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости правил гигиены в повседневной Жизни. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

- Имеет представления о здоровом образе жизни

Правильный образ жизни

Беседа о необходимости спортивно-физического развития , разъяснение девиза «в здоровом теле – здоровый дух!», почему в Древней Руси было много богатырей. (Просмотр мультфильма «Василиса Микулишна». Обратить внимание какое отношение у главного героя Ставра Гардеевича к употреблению спиртного и поведению на пиру других гостей, сравнение их физических и моральных качеств)

Самостоятельный просмотр иллюстраций посвященный здоровому образу жизни и закаливанию организма

Внести в группу дидактического материала посвященного здоровому образу жизни и закаливанию организма

 Печатно-наглядный материал консультация «Как провести интересно  и полезно с ребенком  выходной день».

Образовательная область «Физическая культура»

Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»:

- Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях

Русские народные подвижные игры

Проигрывание в подвижные игры  «Гори, гори ясно…», «Гуси -лебеди», «Платочек», «Мак маковистый», «Жмурки с колокольчиком» с использование  музыкального диска «Народные игры для детей»

(авторы составители Н.Еремина, Л. Иванищенко, Е. Якубовская Т.О. Домостой)

Самостоятельное проигрывание  подвижных игр «Гори, гори ясно…», «Гуси-лебеди», «Жмурки с колокольчиком», «Платочек»,

«Мак маковистый»

Внесение в группу музыкального диска  с речевым сопровождением о правилах   народных игр авторы составители Н.Еремина, Л. Иващенко, Е. Якубовская  Т.О. Домострой

Совместное проигрывание в игры родителей и детей под  руководством воспитателя на вечерней прогулке.