Социометрия - мониторинг детских взаимоотношений в детском саду

Социометрический статус ребенка и его положение в системе межличностных отношений в группе. Методика определения. Валеологический мониторинг.

Изучение взаимоотношений детей в группе (социометрия).

Методика проведения исследования:

Индивидуально ребенку предлагается 5 одинаковых небольших игрушек.

Для работы с детьми от 4 до 5 лет.

  В раздевалке разыгрывается ситуация: « Одну игрушку возьми себе, а другие положи другу в шкафчик».  Ребенок самостоятельно действует.

Показатели социометрии


№ п.п

Социометрический статус

Критерий

Количество выборов

Примечание

1

«Супер звезда»

 

S*

 

От 6 и выше

 

2

«Звезда»

 

*

 

 

5 -6 выборов

Ребенок посещал ДОУ

3

« Принимаемый»

N

От 3-х до 5-ти

Ребенок ранее не посещал это ДОУ

4

« Отверженный»

О

Менее 1 выбора

Вновь пришедший, (адаптация)

 

Примечания:

   + - Ребенок ранее посещал ДОУ
   А   - Адаптация

     +2  - Ребенок ранее посещал другое ДОУ

      При выявлении взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте  от 5 до 7 лет, детям предлагаются другие ситуации:

  

-   назови своих друзей с закрытыми глазами;

-   Кого ты хотел бы пригласить в гости?

-   С кем бы ты поехал в путешествие? (волевые качества)

-   Кому ты доверишь свой секрет? (прочность взаимоотношений)

-    Игра «Прятки».

Используется фотография ВСЕЙ группы детей. Ребёнку предлагается закрыть фишками своих друзей.


Образец таблицы.


Валеологический мониторинг     


Сравнительный анализ уровня развития взаимоотношений детей в группе

 (социометрия)

Группа - средняя. Дата - сентябрь 2012 г.  Воспитатель - (ФИО)

Ситуация - Игрушки в шкафчик ( 4 игрушки).  Возраст детей  от 4 до 4,5 лет.

Количество детей - 10- чел. Критерии - знаковые (см. выше)

С/С – социометрический статус ребёнка.

 

Фамилия

Имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

0

1

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

2

0

С/С

Реб.

Прим.

1

Маша

/

+

 

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

 

2

Дима

+

/

+

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

 

3

Ваня

+

 

/

+

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

 

4

Жора

 

 

 

/

 

+

+

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

 

5

Аня

 

+

 

+

/

 

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

 

6

Саша

+

 

+

 

 

/

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

 

7

Катя

+

 

 

 

+

 

/

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-N

 

8

Леня

 

 

 

+

+

+

 

/

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

 

9

Коля

 

+

+

 

 

+

 

+

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

 

10

Ира

+

+

 

+

 

 

 

 

+

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S*

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

кол. выборов

5

3

3

3

4

4

2

3

3

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

Выявлен статус каждого ребенка:
супер звезда - Ира;
Звезда - Маша;
Группа риска  - Катя - 2 выбора.

Целесообразно проводить исследование в начале и конце учебного года. По необходимости - в любое время.



УСПЕХОВ!

Богданова Ольга Владимировна

Автор: Богданова Ольга Владимировна

Работает воспитателем детского сада.
Стаж работы более 30 лет, высшая квалификационная категория.