ТРИЗ приёмы фантазирования

Приёмы фантазирования, использование ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.

ТРИЗ приёмы фантазирования.

ВООБРАЖЕНИЕ – психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти (опред.)

У младших дошкольников, как и в раннем возрасте, преобладает воссоздающее воображение, которое заключается в воссоздании образов, описываемых в сказках, рассказах взрослого. Например, ребёнок может свободно фантазировать, сочиняя сказки по образцу сказок услышанных ранее. Образцы воображения зависят от опыта и знаний ребёнка.


Как обогатить этот опыт? Тут не обойтись без развития навыков, которые помогут ребенку научиться  фантазировать.


 Первое, что необходимо сделать – это научить ребенка пользоваться своими знаниями.   Необходимо помочь ребёнку – дошкольнику оформить свои знания так, чтобы ребёнок не путал реальность и фантазию. Фантазийные образы не должны замещать  реальность окружения.

Необходимо учитывать, что основным видом деятельности дошкольника – является игра.

 Есть множество игровых приемов для развития мышления ребёнка.

Например: приёмы фантазирования.


Предложите малышу понаблюдать за явлениями природы, например: за ветром. Оживить его, наделить характерными чувствами, связями. Важно задать правильные вопросы.

Спросите ребенка, как он думает, а кто у ветра друзья? Какой у ветра бывает характер? В каких сказках ветер является героем?  (Например: сказка А.С.Пушкина – «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь  стаи туч….») Каким  ветром ты хотел бы  стать? Почему?  Неплохо было бы подвести ребенка к  сравнению, например: сильный ветер – ураган и легкий тёплый ветерок. Наличие противоречий у объекта (в данном случае – это ветер) помогает ребенку провести анализ, установить связь между ураганом и ветерком: они оба дуют, двигаются, оба природные явления. Но при этом:  ураган – ломает, уничтожает, уносит, кидает, роняет, а  ветерок – обдувает, щекотит,  ласкает. Можно пойти дальше,  и поиграть с ребенком в игру: «Хорошо – плохо» - эта игра поможет сформировать представления ребенка об урагане и ветерке. Поможет освоить многообразие функций природного явления.


На тризовском языке это звучит так:  противоречие – наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность другого.


Можно с этим поспорить: ураган может успокоиться  и стать легким ветерком, и наоборот. Это уже наличие определенных знаний.

Одним из приёмов фантазирования является приём эмпатии.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновения – в чувствование в переживание другого человека. (опред.)

Маленькому ребенку сложно перевоплотиться в другого ребенка в группе, потому, что дети ощущают себя наравне друг с другом. В дошкольном детстве необходимо воспитать чувство сопереживания, желание позаботится. Тогда, как дать адекватную оценку действиям другого ребёнка дети иногда не могут.

 Однажды произошла такая ситуация:  мальчик, назовем его Коля, совершил поступок – поднял девочку Катю, которая упала, отряхнул  на ней одежду, обнял и погладил по голове. Причем, это все происходило на площадке во время игры, в которой Коля активно участвовал (бежал мимо в какой – то роли и что – то кричал). После этих действий он побежал дальше мимо Кати, которая успокоилась и продолжила игру.


Всё происходящее наблюдал другой мальчик, назовём его Вова. Я предложила оценить поступок Коли Вове, сказав при этом: «Ты представь себя Колей». На что Вова мне ответил: «Я не хочу быть  Колей, он дерется и штаны у него некрасивые».  Мальчики незадолго до этого подрались.

Оценки поступка не произошло, но произошло постижение эмоционального состояния, потому, что дальше Вова сказал: «Я хочу быть Катей».


Как же применить приём эмпатии, чтобы он четко сработал?


В своей работе с детьми я называю такую игру: «Превращалки». Дети превращаются в животных, птиц, сказочных героев, неодушевлённые предметы, растения. Эта игра помогает организовать детей, превращает режимные моменты, такие, как – одевание на прогулку – в веселую игру.


дети - куклы

Дети превратились в кукол - музыкальная игра.


Приём эмпатии позволяет детям проявить фантазию, выдумку. Воплотить свои выдумки в действии и речи.

Другие приёмы фантазирования: оживление, уменьшение, увеличение и т.д.  отлично воспринимаются детьми дошкольного возраста.

В дошкольном детстве воображение становится творческим, продуктивным.

 Оно развивается вместе с теоретическим мышлением и выполняет единую функцию в познавательном процессе.


 Фантазируйте вместе с детьми!


Богданова Ольга Владимировна

Автор: Богданова Ольга Владимировна

Работает воспитателем детского сада.
Стаж работы более 30 лет, высшая квалификационная категория.