Вода - поисково - исследовательский проект с дошкольниками

Раздел: Методики и технологии

Дата публикации: 2013-12-14 | Просмотров: 9411 | Автор: Ольга Богданова

ГБДОУ ЦРР детский сад №33 Красносельского района Санкт - Петербурга

Поисково – исследовательский проект:

 «ВОДА, ВОДА – КРУГОМ ВОДА»

Скачать можно здесь - "Проект Вода".

Для детей подготовительных групп № 8 и 6

Авторы воспитатели: Иванова А.В., Богданова О.В., Горчакова Л.А., Котова Я.В.

Проведение проекта : сентябрь – декабрь  2013 года.

Пояснительная записка:

Тип проекта: 

 

Поисково – исследовательский проект:

 

Требует четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предметов исследования.

Продуманных методов обработки результатов исследования: альбом с зарисовками, коллаж, газета, модели, экскурсии и походы выходного дня, экспериментирование, постановка опытов, поделки использование ИКТ и т.д.


Актуальность:

По результатам бесед с детьми выяснилось, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, как происходят превращения воды в снег, лед, снежинки; почему человек состоит из воды, как вода помогает всему живому жить и расти.

 

 ЦЕЛЬ 

Расширение кругозора детей, формирование интереса к исследовательской деятельности.

 

ЗАДАЧИ проекта:

Формирование навыков сбора и обработки  информации, развитие умений и навыков при проведении экспериментаторской деятельности, закрепление и систематизация знаний о воде и её свойствах, уточнение представлений о зависимости жизни от воды и влияние воды на здоровый образ жизни, воспитание бережного отношения к природе к водным ресурсам.

Этапы проекта:

1 этап:

1.Организационный:

Выбор темы:

  •       Вода  в природе.
  •       Вода в и здоровье.
  •       Вода жизни человека.
  •       Вода и её физические свойства.
  •       Вода – богатство и красота!

2. Постановка цели:
Дети двух групп(№ 6 и № 8) решили узнать много интересного о воде.  

3. Согласие группы, выявление активной позиции детей (да, нет).

Решили провести эксперименты с водой, узнать о её свойствах и пользе.

4.   Определение сроков выполнения проекта:

С сентября по декабрь  2013 года.

 

2 этап:

  1. Разделение на группы.
  2. Дети формально распределились на две группы по дислокации: группа № 6 и группа № 8.

2.   Включение дополнительных сил для осуществления проекта, выявление интересов  и  возможностей взрослых для решения поставленной задачи (работа с родителями): Было решено, что в осуществлении проекта будут помогать родители:

Для родителей был предоставлен выбор направлений работы:

- Информационно – просветительское направление.

- Поисково – творческое направление.

- Проведение экспериментов с детьми.

- Подбор информации с использованием ИКТ (Презентации о воде).


  1. Определение источников информации: Книги энциклопедического содержания, просмотр фотографий об экскурсиях выходного дня с родителями, просмотр творческих работ детей и родителей по теме: «Мое веселое лето – отдых на воде».
  2. Организация деятельности детей. 

 Планирование видов деятельности, выяснение приоритетных желаний детей.

 

План работы с детьми:

Месяц

Вид

деятельности

Направление деятельности

Познавательная,

Поисковая

Речевая,

игровая

Иссле-довательская,

Экспери-ментатоская

Творческая, продуктивная

Развивающая среда

Сентябрь

НОД

 

Игра: «Путешествие на корабле»

 

Рисование:

«Где живет капля воды»

Атрибуты для игры

Материалы для рисования

Льдина с замерзшими растениями

Совместная

Эксперимент:

«Тайна льдинки»*

 

Эксперимент:

 «Тайна льдинки»*

 

Подгрупповая

 

Тренинговые игры: «Лужа»

Поход выходного дня за родниковой водой*

 

Индивидуальная

   

Экскурсия в музей воды и музей:

 «Гранд макет России»*

 

Октябрь

НОД

 

ИКТ  - реки и каналы вокруг Летнего сада.

Праздник: «Осень в Летнем саду»*

Экскурсия выходного дня: «Тайны Летнего сада»*

 

ИКТ – презентация

Объекты для экспериментирования

Книги о воде

Плакаты

Подборки рисунков и фотографий

Альбомы - самоделки

Совместная

Поисковая:
«Что отражается в лужах»

 

Эксперимент:
«Что загрязняет воду?»
«Какой мусор опасен для природы?»

 

Подгрупповая

 

Тренинговые игры: «Журчит ручеёк»

Эксперимент

«Водяные шарики»*

Создание Альбома о ВОДЕ

Индивидуальная

Чтение книг о воде*

     

Ноябрь

НОД

 

Досуг:
«Вода и здоровье»

 

ЧХЛ чтение стихов и загадок о воде, рассматривание иллюстраций о ЗОЖ

ИКТ – презентация

Книги

Плакаты

Иллюстрации

Совместная

Поиск источников информации:

«Как устроен человек»

     

Подгрупповая

 

Тренинговые игры:

«Мы - рыбки»

Экспери-ментирование:

«Вода и форма» - оптический обман*

 

Индивидуальная

   

Домашние эксперименты с родителями

 мини – доклады*

 

Декабрь

НОД

 

Занятие:
«Вода и её свойства» - ИКТ – презентация

   

ИКТ – презентация

Объекты для экспериментов

Альбомы с зарисовками

Черенки растений

Схемы ухода

Совместная

   

Эксперимент: «Вода и её свойства»

 

Подгрупповая

«Вода и растения»

Тренинговые игры:
«Брызгалочка»

Эксперимент: «Посадка черенков растений, правила полива»

 

Индивидуальная

     

Изготовление снежинок для украшения группы*

Работа с родителями отмечена в плане*


  1. Информирование родителей: информация на сайте, подключение к выбору источников информации.

(Книги,  плакаты, игровые атрибуты и т. д.)

6.   Деятельность детей: совместная, индивидуальная.

7.   Направление деятельности в соответствии с типом проекта (игровая, творческая, продуктивная, поисковая, экспериментаторская и т.д.)

8.   Выявление группы родителей для оформления продуктов деятельности детей.

(работа на компьютере: сканер, печать фотографий).

9.   Формирование  развивающей среды в группе вместе с детьми.


3 этап: 

Деятельность педагога:

Планируется работа с учетом направлений развития детей:
- Социально – личностное развитие:

      Вода в жизни человека.

- Познавательно – речевое развитие:

      Вода  в природе.

      Вода и её физические свойства.

- Художественно – эстетическое развитие:

      Вода – богатство и красота!

- Физическое развитие:

      Вода  и здоровье.


1.   Выполнение запланированной деятельности детей, использование различных методик и технологий.

2.   Формирование специфических знаний  об объекте:  (явлении, действии, продукте деятельности и т.д.)

3.   Интегративная деятельность:

Включение в совместную деятельность дополнительных сил: сотрудники дошкольного учреждения, родители, профильные специалисты.

4. Использование ИКТ.


 

4 этап: 

Анализ результата проектной деятельности, подведение итогов.

Оценка проекта в целом:
1. Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?

2. Что можно (нужно) изменить в следующий раз?

3. Что не удалось и почему?

Обсуждение проекта с детьми:


1. Узнали ли вы что – либо, чего не знали раньше?

2. Что вас удивило?

3. Какие эмоциональные переживания вам запомнились?

4. Какая деятельность вам понравилась больше всего?

5. Что бы вы хотели изменить?

Анализ проектной деятельности:

Группа №

Оценка проекта в целом

Обсуждение проекта с детьми

Вопросы по порядку

1

2

3

4

5

6

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог: Проект вышел удачным на _________________________%

Богданова Ольга Владимировна

Богданова Ольга Владимировна

Работает воспитателем детского сада.
Стаж работы более 30 лет, высшая квалификационная категория.