Формы трудовой деятельности с дошкольниками

Овладение начальными элементами трудовых действий способствуют правильному психическому развитию детей дошкольного возраста.

Трудовая деятельность с детьми дошкольниками.


Дети дошкольного возраста с удовольствием трудятся. Даже самые маленькие дошколята умеют трудиться, не понимая смыслового значения своих действий. Они просто играют, выполняя в игре имитацию «работы» - домашний труд, выполнение «профессиональных» действий и т.д.

Но бывает и такое, когда малыши сами проявляют потребность выполнить какие – либо трудовые действия самостоятельно, без просьбы взрослого, просто, понимая, что это нужно сделать. Проговаривая и объясняя мотив своих действий.


Ребенок протирает пол шваброй


Миша взял швабру в руки и протер пол, после того, как дети помыли руки, со словами: "Мокро и скользко, кто - нибудь , вдруг упадёт!".Мальчику 5 лет, средняя группа.


Не мешайте малышам трудиться, даже если результат такой деятельности минимален. Важен порыв, желание, проявление потребности. Если взрослый в момент труда скажет ребёнку: «Не трогай, ты испачкаешься, или ты не так делаешь, это нельзя делать маленьким детям». Да, конечно, если ребёнок проявил желание погладить утюгом, зажечь плиту, починить розетку – в такой ситуации необходимо объяснить правила безопасности, но если малыш взял швабру и пытается убрать мусор  после того, как нарезал бумажек, наклеил аппликацию – тут ему мешать нельзя!


Важна оценка труда, похвала, которая станет хорошим закреплением понимания необходимости его действий!

Ведь запретив однажды – можно посеять зерно лени и в следующий раз – нарезав бумажек,  у ребенка может не возникнуть потребности убрать за собой.


Сформированные в детстве потребности, умения и навыки труда помогут в дальнейшем хорошо учиться, толково организовать рабочее место, стать организатором.


В таблице  представлена характеристика овладения дошкольниками начальными формами трудовой деятельности. Обращается внимание, что трудовая деятельность дошкольника формируется в процессе всех видов деятельности, а именно в игровой, продуктивной и учебной, которые находятся в тесной  взаимосвязи. Каждая деятельность, в свою очередь, преимущественно   формирует   определенные   элементы   трудовой деятельности. А именно, в игре ребенок учиться воспроизводить  труд взрослых и их взаимоотношения в процессе труда. Приобретает представления о необходимости труда, его общественно значимости и коллективном его характере.

Продуктивная деятельность: рисование,   лепка,   аппликация,   конструирование способствует формированию умения ставить цель, затрачивать определенные  усилия,   получать  соответствующие  результаты, которые должны сверяться с заранее поставленной целью.

 В процессе учебной деятельности у ребенка формируется понимание общественной значимости труда, а также умение  планировать деятельность и достигать в ней результаты.  В процессе учебной деятельности происходит ознакомление с трудом взрослых, чему способствуют рассказы, экскурсии, беседы, чтение книг и рассматривание иллюстраций. В целом трудовая деятельности дошкольника имеет свои  особенности.

 А именно: ее тесная связь с игрой; она не имеет  общественно значимого результата, а служит средством для развития личности ребенка.


ОВЛАДЕНИЕ НАЧАЛЬНЫМИ ФОРМАМИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Трудовая деятельность формируется в процессе всех видов деятельности:

игровой, продуктивной, учебной

СОБСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ИГРОВАЯ

ПРОДУКТИВНАЯ

УЧЕБНАЯ

Воспроизводит:

- труд взрослых;

- отношения в труде;

Приобретает представления:

- о необходимости труда;

- об общественной значимости труда;

- о коллективном характере труда.

Включает в себя:
- постановку цели;

- затрату усилий;

- получение результата.

- понимание значимости труда;

- планирование деятельности;

- достижение результата;

- ознакомление с трудом взрослых:

РАССКАЗЫ, БЕСЕДЫ, ЭКСКУРСИИ, ЧТЕНИЕ ХЛ, РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНОК.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников:

- Связано с игрой.

 - Не имеет общественно – значимого результата.

- Служит средством для развития личности.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ:

От 2 до 3 лет

От 3 до 4 лет

От 4 до 5 лет

От 5 до 7 лет

Совместно с взрослыми

Труд рядом

Общий труд

 

Коллективный труд

Формы организации детей зависят не столько от возраста, сколько от уровня развития трудовых умений детей и содержания трудовых заданий.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ВКЛЮЧАЕТ:

Формирование мотивов работы

( её смысл)

Обучение способам работы

Выработка соответствующих навыков и умений

Обучение планированию и согласованию действий

Овладение начальными элементами трудовых действий способствуют правильному психическому развитию ребёнка.


Потребность трудиться -  надо воспитывать. Пусть ребенок произнесет: «Я хочу», прежде, чем услышит: «Ты должен». Работа разная, какая-то хорошо удается, какая-то — нет. Поэтому надо отдать ребенку ту часть работы, которую он предпочитает. Должно быть удовлетворение потребности. Но часто необходимо лавировать между «хочется»  и « надо».

Для трудовой деятельности нужна организация детей, которая различается в зависимости от возраста и от уровня развития трудовых умений и содержания трудовых заданий.


Для того,  чтобы трудовая деятельность оказывала необходимое влияние на развитие личности дошкольника, необходима соответствующая организация труда и руководство им со стороны взрослого. Взрослый формирует мотивы работы (придает ей смысл), обучает способам работы, формирует соответствующие навыки и умения, обучает планированию и согласования действий в процессе труда.


Овладение начальными элементами трудовых действий способствует правильному психическому развитию ребенка и подготовки его к школьному обучению.


Богданова Ольга Владимировна

Автор: Богданова Ольга Владимировна

Работает воспитателем детского сада.
Стаж работы более 30 лет, высшая квалификационная категория.