Самооценка ребенка дошкольника от 3 до 7 лет

Раздел: Развитие навыков и умений у ребенка

Дата публикации: 2012-08-14 | Просмотров: 7656 | Автор: Ольга Богданова


САМООЦЕНКА РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА


Начальный этап формирования личности ребёнка от 3 до 7 лет.

«Я сам!» - Отделение от взрослого – Открытие своей внутренней жизни. Самосознание.


Таблица №1.

 

РАЗВИТИЕ    САМОСОЗНАНИЯ

 

Младшие дошкольники

Средние дошкольники

Старшие дошкольники

РУКОВОДИТ

Соподчинённость мотивов

Личностное «ХОЧУ»

Общественно значимые «НАДО»

СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

ПРОЯВЛЯЮТСЯ

В разных видах деятельности (особенно в общении со взрослыми), направлены на  предметы деятельности.

В желании сделать  что – то для других людей.

КАК ОБРАЗЕЦ

УСВОЕНИЕ   НРАВСТВЕННЫХ    НОРМ

Моральные представления и оценки:

- Активное отношение к событиям жизни;
- Формируется сочувствие, заботливость.

ПОДРАЖАНИЕ

ФОРМИРОВАНИЕ   ПРОИЗВОЛЬНОГО   ПОВЕДЕНИЯ

Неустойчивое поведение

- Общение со взрослыми  и сверстниками;

- Услышанное;

- Увиденное;

- Собственная деятельность.

РУКОВОДИТ

САМООЦЕНКА

На основе оценок взрослого и достигнутых результатов деятельности.

Завышенная

завышенная

Более правильная и достаточно устойчивая

СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Усвоение норм и правил

Умение соотносить свои поступки с этими правилами

Знают свои возможности и умеют достигать цели в привычной деятельности

Первые задатки произвольного поведения


САМООЦЕНКА дошкольника (таблица №1) формируется: С одной стороны под воздействием похвалы взрослых, их оценок достижений ребенка, а с другой стороны — под  влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

В разных видах деятельности самооценка разная:

•    в рисовании ребенок оценивает себя правильно;

•    в грамоте переоценивает;

•    в пении недооценивает себя.

Ребенок раньше осознает те качества, особенности поведение, которые чаще всего оценивает взрослый. Как бы он это не делал - словом, жестом, мимикой, улыбкой.

Прежде всего, осознают дети те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе.

Критерии самооценки зависят от взрослого, принятой системы воспитательной работы.

Как взрослый оценивает ребенка и сверстников.

Если  взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребенка, то у него образ себя становится преимущественно негативный с низкой самооценкой. В результате: усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств).

Для формирования самооценки важна  та деятельность, в которую включен ребенок и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.


Подмечено:

•    дети, выделяющие свое «Я» через деятельность —  завышают свои самооценки;

•    дети, выделяющие свое «Я» через сферу отношений — самооценка чаще занижена;

•    дети, имеющие разный статус, положение,  в группе по разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.


Взрослый должен:

•    помогать ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности;

 •   но и в поведении, отношении к окружающим;

•    помогать формировать адекватную самооценку, высокую.


Дети с высокой самооценкой:

•    в группе чувствуют себя увереннее;

•    активнее проявляют свои интересы;

•    ставят перед собой более высокие цели.

Но завышенная самооценка может привести к возникновению высокомерия, агрессивности.

Помогая ребенку в повышении его самооценки взрослый, тем самым, помогает ребенку в приобретении уверенности в себе и в обеспечении популярности в группе.


Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания

(по М.И. Лисиной)

Таблица №2.

Дети с адекватной самооценкой

Дети с завышенной самооценкой

Дети с заниженной самооценкой

Родители уделяют ребёнку достаточно много времени.

Родители уделяют ребёнку очень  много времени.

Родители уделяют ребёнку очень мало времени.

Оценивают положительно, но не выше, чем большинство сверстников.

Оценивают высоко, более развитым, чем большинство сверстников.

Оценивают ниже, чем большинство сверстников.

Часто поощряют

(не подарками).

Очень часто поощряют (в том числе подарками).

Не поощряют.

Наказывают в виде отказа от общения.

Редко наказывают.

Часто наказывают, упрекают.

Адекватно оценивают физические и умственные данные

Очень высоко оценивают умственные данные. Хвалят при других.

Низко оценивают.

Прогнозируют хорошие успехи в школе.

Ожидают отличные успехи в школе.

Не ожидают успехов в школе и жизни.


Итак, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют особенностям ребёнка, его представления о себе окажутся искажёнными.

В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в подготовку к школе.

В таблице №1 - слева направо по колонкам, каждая из которых обозначает младший, средний и старший дошкольный возраст соответственно проиллюстрированы основные направления, по которым происходит формирование личности дошкольника: соподчиненность мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольного поведения.  В этом процессе большая роль   принадлежит   взрослому,   который   руководит   ребенком, создает ему условия и является для него образцом для подражания.

 В таблице №1 - соподчиненность мотивов: от младшего возраста с личностным «ХОЧУ» - к старшему возрасту, когда формируется общественно значимое «НАДО».

Соподчиненность мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника.

Благодаря   развитию   механизма   соподчинения  мотивов, старшие дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания.

Включаясь в новые виды деятельности, в новые системы отношений дошкольники осваивают и новые мотивы: мотивы достижения цели, соревнования, соперничества и др.


По своей побудительной силе мотивы могут распределяться следующим образом:

1. Мотивы поощрения, награды.

2. Мотивы, связанные с наказаниями.

3. Мотивы, связанные с запретами.


Собственные обещания ребёнка, как правило, не имеют побудительной силы.

Бесполезно требовать от него обещаний.

Нужно  иметь  ввиду, что  ряд невыполненных   обещаний  подкрепляет    такую    личностную     черту,     как     НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ.


Среди разных мотивов выделяются ДОМИНИРУЮЩИЕ  МОТИВЫ.


 Можно наблюдать в поведение детей различное доминирование: эгоистичное, коллективистическое и связанное с содержанием деятельности.

Среди социальных мотивов – мотив  достижения успеха.


Появление определенной  направленности,  выдвижение на первый план группы мотивов, их соподчинение, ведет к тому, что дошкольник все более осознанно старается добиться поставленной цели.

ЕСЛИ  в  младенческом возрасте наблюдается  выполнение целенаправленных действий. В качестве цели выступает предмет, игрушка.


ребенок играет в кубики


Младший возраст. Ребенок действует с предметами. Играет в кубики. Цель: построить дом.


В раннем возрасте складывается целенаправленность действия,  идущая изнутри (от желаний ребенка), а не только извне (от предмета).

ТО в    дошкольном    возрасте    формируется    умение удержать возникшую цель.


дети поют песню


Старший дошкольный возраст. Дети поют песню. Цель: организовать хор.


Развивая  целенаправленность  ребенка,  взрослый  должен:

а)   расчленять задание на ряд последовательных звеньев;

б)   поэтапно давать указания (напоминать о способах достижения цели;

в)   оценивать и желание ставить цель и получение результата.


ЦЕЛЬ и МОТИВ действия могут:

а)   совпадать. Результат действия («Достать игрушку!») и есть то, ради чего оно выполняется;

б)   не совпадать. Например, рисунок выполняется ради похвалы.


Может быть ситуация, когда действуют два мотива, но в разных направлениях. Ребенку необходимо сделать выбор между двумя возможными решениями. Происходит борьба мотивов и заканчивается победой одного из них. Возможны внутренние конфликты личности.


К 6—7 годам дошкольник может планировать предстоящую деятельность в знакомой для него ситуации. И добиваться ее результата. Свои действия сопровождает речью. (Речевое управление.)


Поведение дошкольника становится все более управляемым, волевым.


Богданова Ольга Владимировна

Богданова Ольга Владимировна

Работает воспитателем детского сада.
Стаж работы более 30 лет, высшая квалификационная категория.