Родителям о развивающих играх - Когда начинать играть с детьми

Раздел: Развивающие игры

Дата публикации: 2013-02-20 | Просмотров: 3021 | Автор: Костина Лариса Васильевна

Развивающие   игры с детьми третьего года жизни.


«Понимание атома - это детская игра по сравнению с пониманием детской игры»

(X. Хогленд,  физиолог)

Уважаемые, родители малышей!

Интеллектуальное развитие происходит с детьми младшего дошкольного возраста в игре, и если малыша заинтересовать развивающей игрой, то сам того не осознавая - ребенок будет развивать себя! Пользуйтесь этим!


Игры создают своеобразный микроклимат для развития творческого интеллекта. Развивают разнообразные качества: внимательность, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, способность классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей,4 предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение; способность предвидеть результаты своих действий.

В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Трудно спорить с утверждением, что человеку с творческим складом ума легче не только изменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высоких результатов.

Эти игры подготовят мозг маленького человека к интенсивным, вязким нагрузкам, делают его сильнее интеллектуально; так же как физические упражнения тренируют и укрепляют мышечную систему.


Первое условие успешного развития - раннее начало. Но когда именно начать? Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. С ним просто говорят со дня его рождения. Наступает момент - произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали его, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. Поступите подобным образом в развитии других способностей, и результат не заставит себя ждать.


 ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИВАЮЩИХ ИГР:

1 Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает сам.

2.Задачи даются в различной форме, знакомя ребенка с разными способами передачи информации.

3.Задачи расположены в порядке возрастания сложности. т. е. от простого к сложному.

4. Задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3 летнему ребенку до непосильных среднему взрослому. Поэтому возбуждают интерес в течении многих лет.

5.Игры позволяют идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.

6. Нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом, нельзя объяснить способы и порядок решения задач, ребенок учится все брать сам из реальной действительности. (Если вы сами будете делать по утрам зарядку, вряд ли это сделает вашего ребенка физически развитым, не так ли?)

7.Нельзя требовать и добиваться. Возможно малыш не дорос, не созрел и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

8.Решение задачи предстает не в абстрактной форме, а в виде реальных и. осязаемых вещей. Это позволяет самому сопоставлять и проверять точность выполнения задания.

9.Игры не исчерпываются предлагаемыми заданиями, что позволяет составлять новые задания, т. е. творить.

10.Игры позволяют подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

11.Играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

 НАЧИНАЕМ ИГРАТЬ

Способ игры зависит от возраста и уровня развития ребенка. У детей 1,5-2 года развита способность копировать, «обезьянничать», они любят делать так, как старшие. Но мелкие вещи, мелкие рисунки их еще не привлекают. Вот эту особенность малышей схватывать большое, главное, самое заметное и надо использовать.

И так, аккуратно извлеките игру и подбадривая малыша, переходите от задания к заданию, внимательно замечая и быстроту работы, и точность, и другие достоинства его действий. Зерна аккуратности и точности в работе, сосредоточенности и внимания дадут ростки именно здесь, в игре. Сколько заданий можно выполнить за одну игру, сказать трудно. Может быть, 5-ть, а может быть и 10-ть - все зависит от настроения ребенка и его возраста, возможностей. Если работа идет споро, доволен и малыш, довольны и вы, значит все в порядке!

Хорошо у тебя получается! Я не ожидал. Ну, на сегодня хватит! Завтра еще поиграем, - мягко предложите вы закончить, но ... это пробный камень. Главное как отнесется к предложению малыш. Если он расстроен и готов заплакать, потому что ему «хочется еще поиграть», уступите, покажите ребенку еще 1-2 задания. Если вы свое слово обычно держите и малыш верит вам, то он согласится с тем, что «завтра еще поиграем». Это наиболее удачный итог первой игры. Не плохо, когда малыш сразу соглашается: - А завтра мы еще поиграем?


Обязательно найдите время поиграть и завтра, и послезавтра, и через 2-3 дня... Такая волна интереса к игре, когда малыш играет несколько дней подряд, например, 5-7, наиболее удачное начало. Во-первых, за это время и вы, и малыш сможете втянуться в игру, почувствовать какой-то интерес к ней. Во-вторых, малыш успеет пройти через все уже посильные для него задания, и вы узнаете его «потолок» возможностей в данное время. В-третьих, вы за неделю наверняка научитесь «чувствовать малыша» (если раньше вам не приходилось этого делать.) В игре, где вы не можете ни объяснять, ни подсказывать, ни помогать, а только наблюдать за самостоятельным его движением и продвижением и создавать условия для него. А это умение чувствовать малыша очень важное умение для руководства развитием в любой области. Оно позволит вам «не пересаливать» с дозой игры, т.е. не доводить до пресыщения ею, а держать малыша чуть-чуть «впроголодь», и значит вовремя начинать и заканчивать ее. Кроме того, оно позволит узнать, когда «волна» интереса начинает спадать и значит, наступила пора на некоторое время отложить «забыть» игру.


Первая игра, доступная малышу - "Рамки и вкладыши Монтессори". В состав игры входят 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур. Это: круг, квадрат, треугольник равносторонний, эллипс (овал), прямоугольник, трапеция, ромб, четырехугольник неправильный, параллелограмм, треугольник равнобедренный, шестиугольник правильный, звезда пятиконечная, треугольник прямоугольный равнобедренный, пятиугольник правильный, шестиугольник неправильной формы, треугольник разносторонний.


Учим закрывать "окошки". Занятия проводятся сначала с одной рамкой: вы вынимаете и вкладываете вкладыш, предлагаете малышу вынуть, потом попробовать закрыть. В случае неудачи закрываете сами и опять даете открыть.


Постепенно у ребенка начнут получаться все фигуры. Тогда предложите ему две рамки одновременно. Пусть попробует не только закрыть, но и правильно подобрать вкладыш к рамке. Если малыш не может сделать этого сам, не показывайте сразу пальцем, чего куда нужно класть, поговорите с ним. Скажите: "это круг, его нужно положить в круглое окошечко; где оно?". Пусть малыш попробует найти ее по вашей подсказке. Если же совсем не получается, нужно сказать не "давай я закрою", а "давай сделаем вместе". И направьте его руку в нужном направлении.


Очень постепенно подходите к тому, чтобы закрывать одновременно 6, 8, 12, а затем и все 16 рамок.


Эти же рамки можно использовать для подготовки руки к письму и рисованию: рисовать фигуры, обводя внутри рамок. У малыша, конечно, это получится не сразу. Сначала у него вообще ничего не получится. Он не сразу поймет, что ему вообще надо делать. Поэтому начните все сами.


За одно занятие достаточно один раз попробовать. Не делайте все это нудными уроками с обязательным обведением заданного количества фигур. А главное, для малыша сейчас важен только процесс: какая интересная новая игра - обводить рамку карандашом, а не результат: что получилось на бумаге. Не требуйте тщательности, аккуратности, усердия, вообще ничего не требуйте. Постепенно все начнет само получаться.


  

  "Сложи Узор"

Кубики "Сложи Узор" как нельзя лучше подходят для первого знакомства с развивающими играми. Что же они представляют собой? Это 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см., уложенных в деревянную или картонную коробку (наличие коробки обязательно). Грани кубиков имеют определенную раскраску: передняя грань у него - белая, задняя - желтая, правая - синяя, левая - красная, верхняя - желто-синяя, нижняя - красно-белая (см. рис.). Никитин в своей книге "Интеллектуальные игры" советует начинать играть в них с полутора лет. Они способствуют "развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать". Начинать нужно с того, особенно с самыми маленькими, что просто, сев рядышком с ребенком, вместе рассмотреть кубики: "Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это - синяя сторона, а это - желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась. Вот давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится прыгать по синей дорожке. А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый". Может быть, ваш малыш уже давно не слушает вас, а смотрит по сторонам? Значит и первое знакомство надо было закончить на несколько минут раньше. У ребенка все время должно сохраняться чувство "недоигранности". Игра должна храниться в таком месте, где ее видно, но достать самому никак нельзя. Но если вдруг захотелось поиграть, то можно подойти и показать. Это может легко сделать даже не умеющий говорить ребенок.


Сначала вы все будете делать сами: строить дорожки, водить по ним зайцев и кукол, собирать первые задания и придумывать свои, а на каком-то этапе ребенок присоединится к вам и тогда ему можно предложить сделать так же или продолжить дорожку.

Играть в кубики нужно периодически, когда у вас есть настроение и время. Иногда, когда вы чувствуете, что на этом этапе вы достигли всего, чего могли, можно их забыть на несколько месяцев, а потом, когда вы соскучитесь по игре, можно вернуться к ней опять, и чаще всего возвращение к игре бывает не просто повторением уже известного набора игр, а новым этапом, новым скачком от пассивного восприятия к активному участию в игре, от воспроизведения сделанных мамой образцов к самостоятельной деятельности.


 "Сложи квадрат"


Теперь об игре "Сложи квадрат". Эта удивительная по своей кажущейся простоте игра дает такие безграничные возможности для творчества, что просто захватывает дух. Она пользуется неизменной популярностью у малышей от двух лет и старше. Так что же это такое "Сложи квадрат"? Эта игра имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Некоторые цвета в разных категориях совпадают между собой, что дает игре дополнительные возможности. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Прежде чем познакомить ребенка с игрой, подготовьте ее. Для детей младше двух лет оставьте 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь вы можете начинать: либо вы складываете их по кучкам (в каждой кучке детали одного цвета), либо демонстрируете, как из двух половинок у вас получается целый квадрат, комментируя свои действия, можете сами положить одну половинку и вместе вставить вторую, порадовавшись одержанной победе. Постепенно усложняйте задания


 "Палочки   Кюизенера"

В состав комплекта входят  116 палочек разного цвета и размера,  к нему  прилагается альбом с заданиями для конкретного возраста. Дети подбирают  нужные палочки, и выкладывают узор по образцу, в дальнейшем предлагаем ребенку придумать и выложить узор  по собственному желанию  используя свое воображение.


"Логические  блоки Дьенеша "

Это набор логических блоков состоящий из 48  объемных  геометрических фигур , различающихся по цвету ,размеру и толщине. к набору прилагается альбом с заданиями.

логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической  подготовки так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся : выявления свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение и многое другое.


Костина Лариса Васильевна

Костина Лариса Васильевна

Костина Лариса Васильевна - воспитатель первой младшей группы, стаж работы более 10 лет, категория первая