Оптимизм и здоровье - неразделимы

Раздел: Здоровье детей

Дата публикации: 2012-06-07 | Просмотров: 2199 | Автор: Ольга Богданова


ОПТИМИЗМ - ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВЬЯ!


Здоровый, веселый. Эти два понятия всегда стоят рядом. Здоровье кажется неполным,

если ему не сопутствуют бодрое настроение, жизнерадостность, оптимизм.

 И это действительно так. Связь физического и психического здоровья наглядно проявляется у детей.

Посмотрите на здорового ребенка. Глаза его горят живым интересом ко всему происходящему, он улыбается, готов играть, бегать, веселиться. Бодрость, несомненно, рождается физическим  здоровьем, нормальным   течением   всех   физиологических   функций организма.



Но связь может быть и обратной: здоровье рождается бодростью.


Исследованиями последних лет доказано, что отрицательные эмоции играют огромную роль

 в формировании гипертонической болезни, стенокардии, сердечно-сосудистых катастроф.

 Врачебный опыт показывает, что у пассивных, мнительных, скептически настроенных людей

любое заболевание протекает тяжелее, труднее поддается лечению, длится дольше. Вот почему

 воспитание оптимизма, жизнерадостности, доброжелательности должно войти в круг забот о

здоровье ребенка, о его счастье.



Тревожась по поводу малейшего насморка или кашля ребенка, многие родители оставляют  без

внимания его неуравновешенность, дурные привычки, капризы, постоянное плохое настроение,

 иными словами — состояние его нервной системы. Причины возникновения детской нервности разные.

 Иногда она возникает еще до появления ребенка на свет, при неблагоприятных воздействиях,

которые перенесла мать во время беременности.



Нервная система ребенка очень ранима.  Тяжелые инфекционные заболевания, рахит, частые ангины, воспаление и увеличение небных, носовых миндалин (тонзиллит, аденоиды), болезни зубов,  гельминтозы (заражение глистами) — все эти заболевания нарушают и психическое состояние.

 Даже маленького ребенка не всегда удается  оградить от неприятных впечатлений и тяжелых

психических травм. Дети тяжело переживают разлад в семье, болезни и потерю близких.

 

Будет ли проявление нервности кратковременным или затянется надолго, станет оно ярко выраженным или  незначительным,   наконец,   самое   главное,   вырастет   ли   из нервного  ребенка  нервный взрослый  человек — это зависит от условий жизни.

Можно смело утверждать, что во многих  случаях  невропатические проявления превращаются в серьезное заболевание только из-за дефектов воспитания, неправильного поведения окружающих взрослых.


Некоторые родители считают, что нервность вообще не может быть присуща маленькому ребенку.

Видимо, они просто не представляют себе, как она проявляется. Нервные дети отличаются тем, что впечатления,  которые для здорового ребенка  проходят бесследно, у них вызывают сильную реакцию.



 Неожиданно увидев, например, вспышку огня, услышав взрыв, выстрел, вполне здоровый ребенок  может испугаться и заплакать, а у нервного ребенка даже менее интенсивные раздражители вызывают различные ответные реакции: или он долго и громко плачет, или замолкает,  начинает бояться всякого звука, шума. Нервные дети не скоро избавляются от испуга, помнят о происшедшем неделями, месяцами. Чувство страха угнетает ребенка, подавляет его активность,  инициативу и нередко делает беспомощным. Нервные дети боятся оставаться одни в комнате, боятся дождя, грозы, сильного ветра, раскачивающихся деревьев. У  них бывает страх при виде насекомых, животных и  незнакомых людей.


 Нервные страхи   следует   отличать  от   характерных   для   детей:  настороженности  и застенчивости,  возникающих в необычной  обстановке.  Маленькие дети  часто пугаются, когда их  подбрасывают вверх, слишком быстро катают на каруселях, качелях. Они не проявляют активности и  нередко прячутся при встрече с незнакомыми взрослыми и даже детьми, но такой страх быстро проходит.



 Здоровый ребенок обычно всегда бывает в ровном, хорошем настроении, а если чем-либо и огорчается, то не без причины.



Нервные дети то слишком веселы, возбуждены, много говорят, быстро и суетливо двигаются, то расстроены и даже угнетены, безучастны, вялы. Настроение у них быстро меняется, реакции, как говорят врачи, неадекватны (степень восторга или отчаяния не соответствует действительности). Такие дети могут  сильно увлекаться и с успехом что-либо смастерить, нарисовать, слепить, но они также быстро охладевают к предмету своих увлечений, и интенсивная деятельность сменяется бездеятельностью, они мало  инициативны. Черты упрямства, негативизма (стремление делать противоположное тому, о чем их просят) могут проявляться у всех детей, однако у здорового ребенка эти явления временны, незначительно выражены. У нервных детей упрямство и негативизм очень часто затягиваются надолго.


Здоровому ребенку - присущи общительность, тяга к сверстникам, умение и желание быть среди товарищей, а нервные дети нелегко находят свое место в коллективе. Они замкнуты, обидчивы, избегают общих игр. Часто бывают агрессивны по отношению к окружающим детям и даже взрослым. Это проявляется в пинках, толчках, ударах без видимой причины, некоторые дети кусаются, говорят  «плохие» слова в  адрес других детей.

Им очень мешает неуверенность в себе: они боятся, что не справятся  с порученным делом, получат плохую отметку, опоздают в детский сад, в школу. Для них  тягостны любая перемена обстановки, любое переключение с привычного образа жизни на непривычный.



Самый тонкий показатель состояния нервной системы — сон. Нервные дети засыпают с трудом,

сон их чуток и прерывист. Они часто вскрикивают, беспокойно ворочаются, их пугают страшные

 сновидения, они нередко вскакивают среди ночи. Не каждому нервному ребенку присущи все

эти особенности, даже отдельные признаки нервности должны насторожить родителей. Надо

стремиться, как можно раньше их уловить и предотвратить формирование невропатических черт характера.



Как же сделать, чтобы ребенок был всегда жизнерадостным? Для этого отнюдь не требуется с утра  до вечера веселить и развлекать его. Надо, чтобы он сам учился находить в окружающей обстановке радость,  умел извлекать интересное из повседневного, обыденного, все, что он делает, делал бы с удовольствием. Умел получать эмоциональный отклик от нарисованной им картинки, от увиденной на улице веселой собачки, умел замечать что – либо интересное в поведении детей и взрослых. Современные дети  легко воспринимают юмор, шутку, если она доступна им по возрасту. Например, когда мои пятилетние воспитанники расшалятся, я им часто говорю: «Вы как обезьянки, сейчас у вас вырастут хвосты и уши и мы все поедем в зоопарк или в Африку».  Дети смеются и перестают шалить.

Дети шалят

Едва ли не решающее значение в формировании такой черты характера, как жизнерадостность, имеет окружающая обстановка.

 Если дух жизнерадостности, оптимизма, доброжелательности царит в семье, то и ребенок

растет общительным и веселым.

Избегайте говорить при детях об их и своих болезнях, о неприятных происшествиях,

каких-либо опасениях.  Разделяйте радость ребенка, даже если, с вашей точки зрения,

он радуется, кажется, пустяку: красивому листику, найденному на дороге, солнечному

зайчику, морозному узору на стекле. Обращайте его внимание на все интересное, приятное,

 веселое, а не только на опасное или нежелательное. А ведь иногда ребенок не слышит ничего,

 кроме «Не лезь — упадешь», «Не трогай — будет больно». Еще хуже, когда детей запугивают

 страшилками, которых в современном окружении - очень много. Иногда говорят: он все равно не боится. Но если не боится,  тогда запугивание становится бессмысленным, а если боится — жестоким и вредным.


С повышенной пугливостью необходимо бороться настойчиво, терпеливо, осторожно. Ребенка, который боится спать без света, надо приучать  к темноте, постепенно уменьшая освещение, используя ночник или слабый свет из соседней комнаты.

Если ребенок боится оставаться один в комнате перед сном, пусть кто-либо из взрослых вначале

садиться около него, потом располагается где-нибудь в отдалении, позднее под каким-либо

предлогом на время выходит из комнаты.




Очень важно воспитывать у детей самостоятельность. Никогда не делайте за ребенка то,

что он может и должен сделать сам!  Чаще давайте ему, какие-либо посильные поручения и

следите, чтобы они были выполнены. Похвалите за хорошее выполнение.

Тон разговора с каждым ребенком (а с нервным тем более) должен быть всегда ровным, спокойным.

 Будьте одновременно мягки и решительны: считаясь с особенностями ребенка, не уступайте любому его капризу.

Пока ребенок возбуждён, всякое вмешательство бесполезно и может только усилить его упрямство.

Но как только он успокоился, необходимо разъяснить ему недопустимость такого поведения.

Терпение, ровное обращение и спокойствие всегда приводят к положительным результатам.


Врачи и педагоги возражают против чрезмерного  заласкивания детей. Заласканный,

изнеженный ребенок растет болезненным, плохо подготовленным к жизни, к преодолению трудностей.


 Особенно это касается мальчиков!

Наглядный пример из жизни группы: одна девочка, войдя в раздевалку детского сада, спокойно целует маму, машет ей рукой и самостоятельно раздевается, тогда как, другой мальчик, развалившись  на скамейке ждет, пока его разденет мама, сложит его вещи в шкафчик, обцелует его много раз и за руку, недовольного подталкивая подведет к дверям групповой комнаты. 

Обе мамы ушли, что же дальше? Девочка уже весело щебечет со своими подружками, а мальчик стоит в сторонке с глазами, готовыми заплакать.

Какой из этого можно сделать вывод? Обе мамы убежали на работу они в равной ситуации, а дети нет! У девочки отличное веселое настроение, а мальчик еще некоторое время будет переживать отрыв от матери и ему будет не до игры.

Учтите еще то, что дети ходят в группу  с одного возраста, с трех лет, но девочка болеет гораздо реже, чем мальчик.

 
Но это не значит, что с детьми надо быть строгими. Теплота родительской любви необходима ребенку. Он должен чувствовать, что его любят, им дорожат, с ним считаются. Уважайте в маленьком человеке личность! Ребенок, выросший в атмосфере любви, будет и сам эмоционально богаче, способнее на проявление чуткости и внимания к другим людям.



Известное педагогическое правило: на ребенка гораздо больше действует не то, что говорит взрослый , а то, что он делает. Помните всегда об этом! Реже прибегайте к назиданиям и окрикам, больше всего стремитесь создать ребенку правильные условия, показывайте ему пример жизнерадостности, оптимизма, уравновешенности.



Здоровая нервная система, бодрость, оптимизм — одно из важнейших условий гармоничного развития человека!

ЭСТАФЕТА С МЯЧОМ


Эмоции важны в любом деле!
Дети подготовительной группы на занятии физкультурой. Эстафета с мячом.

ЗДОРОВЬЯ И ОПТИМИЗМА ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!

Богданова Ольга Владимировна

Богданова Ольга Владимировна

Работает воспитателем детского сада.
Стаж работы более 30 лет, высшая квалификационная категория.