Ребенок и природа - устный педагогический журнал - работа с родителями

Устный педагогический журнал по теме: "Ребенок и природа".В рамках изучения Основ Безопасности Жизнедеятельности - ОБЖ.

Устный педагогический журнал. Тема: «Ребенок и природа».

Ни  для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу люди испытывают за самых беззащитных граждан нашей планеты - маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Наше дошкольное учреждение работает по программе для дошкольных образовательных учреждений созданной О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, Н.Н. Авдеевой, которая называется «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Основными разделами программы являются:


Раздел №1 «Ребёнок и другие люди»

1.1 О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.

1.2 Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми,

1.3 Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.

1.4 Ребёнок и другие дети, в том числе и подростки.

1.5 Если «чужой» приходит в дом.

1.6 Ребёнок как объект сексуального насилия.


Раздел №2 «Ребёнок и природа»

2.1  В природе все взаимосвязано.

2.2 Загрязнение окружающей среды.

2.3 Ухудшение экологической обстановки.

2.4 Бережное отношение к живой природе.

2.5 Ядовитые растения.

2.6 Контакт с животными.

2.7 Восстановление окружающей среды.


Раздел № 3 «Ребёнок дома»

3.1 Прямые запреты и умение правильно общаться с некоторыми предметами.

3.2  Открытое окно, балкон источник опасности.

3.3  Экстремальные ситуации в быту.


Раздел №4 «Здоровье ребёнка».

4.1 Здоровье - главная ценность человеческой жизни.

4.2  Изучаем свой организм.

4.3 Прислушиваемся к своему организму.

4.4 О ценности здорового образа жизни.

4.5 О профилактике заболеваний.

4.6 О навыках личной гигиены.

4.7 Забота о здоровье окружающих.

4.8 Поговорим о болезнях.

4.9 Инфекционные болезни.

4.10 Врачи - наши друзья.

4.11 Роль лекарств и витаминов.

4.12 Правила оказания первой помощи.


Раздел №5 «Эмоциональное благополучие ребёнка».

 5.1 Психическое здоровье.

5.2  Детские страхи.

5.3  Конфликты и ссоры между детьми.


Раздел №6 «Ребёнок на улице».

6.1 Устройство проезжей части.

6.2 «Зебра», светофор и другие знаки.

6.3 Дорожные знаки для водителей и пешеходов.

6.4 Правила езды на велосипеде.

6.5 О работе Полиции.

6.6 Полицейский  - регулировщик.

6.7 Правила поведения в транспорте.

6.8 Если ребёнок потерялся на улице.


Уважаемые, родители!

 Сегодня мы подробно поговорим о разделе «Ребёнок и Природа». Основным содержанием раздела является взаимосвязь человека и природы. С окружающей природой мы сталкиваемся ежедневно. Необходимо научить детей любить и беречь природу, но наши постоянные «нельзя», в этой задаче не помогут.

Поэтому познакомившись с этим разделом, мы постарались вывести правила в стихотворную игровую форму. Так детям интереснее и они быстрее смогут запомнить несложные правила.

2.1В природе все взаимосвязано.

Этот раздел рассказывает о взаимодействии всех живых и неживых объектов природы, их необходимости друг для друга. В стихотворном варианте этот раздел звучит так:


ЗЕМЛЯ НАШ ОБЩИЙ СВЕТЛЫЙ ДОМ,

БУДЕМ ЖИТЬ ВСЕ ДРУЖНО В НЕМ.


2.2 Загрязнение окружающей среды. Не секрет, что человек является основным источником загрязнения окружающей среды. Дети должны это понимать и в меру своих сил, стараться не навредить природе.


МНОГО РАЗНОГО ВРЕДА ЧЕЛОВЕК ЗЕМЛЕ НАНОСИТ,

ЧТО ОН СДЕЛАЛ - НЕ ВСЕГДА ПОЛЬЗУ ЕЙ ПРИНОСИТ.


2.3 Ухудшение экологической ситуации.


Данный раздел рассказывает о том, что ухудшение природы, экологической ситуации  - влияет прежде всего и на здоровье человека.


ВОДУ ГРЯЗНУЮ НЕ ПЕЙ, ВРЕДНЫЕ МИКРОБЫ В НЕЙ.

ЧТОБ ЗДОРОВЫМ, КРЕПКИМ БЫТЬ В ЧИСТОТЕ НАМ НАДО ЖИТЬ.


2.4 Бережное отношение к природе.


Задача взрослых научить детей ответственному и бережному отношению к природе.


ВСЁ ЖИВОЕ ТЫ ЛЮБИ И ПРИРОДУ БЕРЕГИ!


2.5 Ядовитые растения.


Взрослые должны рассказывать детям о том, что не все растения не земле являются съедобными. Особо надо обратить внимание на то, что чаще всего ядовитые растения имеют яркую красивую окраску, которая часто привлекает детей.


МОЖЕТ БЫТЬ КРАСИВ НА ВИД,

НО НА ВКУС ОН - ЯДОВИТ!!!


2.6 Контакт с животными.


Дети не знают страха и всегда тянутся к животным. Взрослые должны предостеречь детей от необдуманных шагов, объясняя, что гладить и кормить с рук можно своего любимца, а животное на улице может стать объектом опасности.


ЖИВОТНЫЕ ТВОИ ДРУЗЬЯ -

ТЫ ИХ НЕ ОБИЖАЙ НАПРАСНО,

НО ГЛАДИТЬ ВСЕХ ПОДРЯД НЕЛЬЗЯ,

ВЕДЬ МОГУТ БЫТЬ ОНИ ОПАСНЫ!


2.8 Восстановление окружающей среды.


Взрослые должны рассказать детям о том, что им жить дальше и окружающий их мир будет зависеть только от них.


СЕЙЧАС О ТОМ ВЕДУ Я РЕЧЬ, ЧТО МЫ НАШ ДОМ ДОЛЖНЫ СБЕРЕЧЬ.

ДАВАЙ ДОКАЖЕМ, ЧТО НЕ ЗРЯ НА НАС НАДЕЕТСЯ ЗЕМЛЯ.


В детском саду при ознакомлении детей с разделом «Ребёнок и природа» мы используем следующие формы работы:

1.Занятия: с экологической тематикой:

Младший возраст:

Педагогические задачи - бережное отношение к растительному покрову; не причинять вреда полезным видам насекомым, учить любоваться растущими цветами, понимать их красоту; дать простейшие сведения о незаменимой роли, которую играют растения,; показать, что природа прекрасная в разные времена года.

Старший возраст:

Учить детей умению видеть и радоваться красоте, всего живущего га земле; беречь прекрасные творения природы, украшающие нашу жизнь; объяснить важность зеленых насаждений, вызывать у детей желание сажать, наблюдать и ухаживать за растениями; помочь познать детям последовательность жизненных процессов в природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят.; научить понимать, что чистая вода это бесценный дар природы, который нужно сохранять; учить детей активному содействию животным, вызывать сочувствие; сообщить детям наиболее обычные приемы земледелия, исключающие загрязнение почв химическими веществами; познакомить с различными экологическими системами (луг, лес, водоем, горы). 


Примерные темы занятий: «Не топчи травку», «Насекомые - наши друзья», «Цветы», «Осенние листочки», «Времена года», «Берегите воду», «Ручейки и озера», «Помоги белке», «Птичья столовая», «Любите землю - матушку», «На пруду», «Прогулка по лесу», «Природа и человек».

2.Беседы на экологические темы.


3.Проблемное Обучение, (ставится задача - дети ищут определенный выход, подводят итог), экспериментирование, речевые логические задачи.

Педагогические задачи: Учат детей видеть красоту мира, самостоятельно делать выводы о взаимодействии всего живого на земле; учат детей вести себя в природе.


4.Совместные игры: дидактические: «Съедобное - несъедобное», «Что сначала, что потом», «Когда это бывает», «Что произойдет»,

5.Изобразительная и конструктивная деятельность: рассматривание картин русских художников-пейзажистов: Левитана, Шишкина, Саврасова, Грабаря. Рисование пейзажей, лепка и рисование животных, насекомых, птиц; создание коллажей с использованием природного материала, флористика; составление букетов.


6. Чтение художественной Литературы о природе: Пришвина, Сладкова, Бианки, Дмитриева, Соколова-Микитова.


7. Трудовая деятельность: в уголке природы: наблюдения за обитателями, уход и наблюдения за комнатными растениями; посадки и наблюдения за ними.


Ландыши


Ландыши на участке детского сада.


На участке детского сада: уход за цветниками и огородом.

8.  Экскурсии.


экскурсия в парк


Экскурсия в парк.


9. Создание ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  тропы, (выбор объектов для рассматривания и наблюдения на территории детского сада или на прилегающих к нему территориях).

10. ПРАЗДНИКИ и развлечения: «Люблю березку русскую», «В гостях у Лешего».



леший на празднике


Леший на празднике вредничает с маленькими Бабками - Ёжками.


Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе, но не редко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например: содержание животных без должного ухода, сбор цветов, ловля бабочек стрекоз и других насекомых.


Такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причем довольно жестоко. Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению:

«Ходим, ходим по лужку, собираем по цветку  - красный белый синий цвет - замечательный букет»

«Я кузнечика словил, в банку с травкой посадил...»


Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим разумеется. На Вас, родители, лежит ответственность за воспитание в детях человечности, т.е. доброты; ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом и к потомкам.

Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя и все, что происходит вокруг, учить правильно вести себя в природе и среди людей.

Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.

Ваши совместные прогулки, беседы должны помочь ребенку сформировать правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению.


Все формы работы, которые мы используем в детском саду, вы можете использовать дома.

1. Самое главное - это Ваш пример правильного поведения в природе.

2. Читайте детям произведения русских и зарубежных авторов, воспитывающие любовь и уважение к природе, окружающему миру: Бианки, Пришвин, Д. Лондон, Сетон-Томпсон и т.д.

3. Посещайте выставки.

4. Выезжая на дачу, обращайте внимание детей на красоту окружающей природы, учите бережному отношению к ней.

5. Не разрешайте детям топтать газоны, мусорить, приучайте заботиться об окружающей среде.

6. Привлекайте детей к посильному труду в природе.

7. Гуляя по лесу, обязательно познакомьте детей с ядовитыми растениями и грибами.


Продуманная организация вашей работы в этом направлении развивает ум ребёнка, способность видеть и чувствовать красочное многообразие природных явлений, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира, удивляться, сопоставлять новое с уже знакомым.


Регулярная и последовательная работа с детьми позволит сформировать знания и навыки, которые будут способствовать умственному, нравственному, эстетическому развитию, послужат основой для всесторонней подготовки к школе, заложат фундамент экологической культуры.


Краснова Елена Евгеньевна

Автор: Краснова Елена Евгеньевна

Воспитатель с высшей квалификационной категорией. Стаж работы в дошкольном учреждении более 32 лет