Планирование - развитие элементарных математических представлений

Планирование по математике - младший дошкольный возраст

ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО  РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  ДЕТЕЙ.


Младший дошкольный возраст. Образовательная область: "Познание".


МЕСЯЦ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

часы

ИГРЫ И ПОСОБИЯ

 

 

СЕНТЯБРЬ



Образование групп предметов. Выделение  одного предмета из множества. Различение круга и квадрата.




Учить выделять один предмет и множества в окружающей обстановке.

Формировать понятие много -  один.

Учить различать и называть круг и квадрат. Развивать логическое мышление.

 

 

 

 

2


Подвижные игры:  “Мыши и кот”, “Лиса и зайцы”.

Дидактические игры:   “ Раз-ложи большие и маленькие фигуры”, “Покажи круг и квадрат”.

 

 

 

 

 

 

 

ОКТЯБРЬ



Составление групп предметов по образцу.

Различение  и обозначение  круга,  квадрата.

Ориентировка от себя (право, лево).



Учить составлять группу предметов по образцу, используя  слова: столько, сколько, одинаково.

Называть геометрические фигуры, их цвет, размер.

Учить находить правую и левую стороны.

 

 

 

2

 

 

 


Дидактические игры:

 “ Найди пару”,

“Собери бусы”,

“Покажи фигуру”.



 


Сравнение предметов по длине.

 Различение частей суток- день и ночь.



Учить сравнивать  полоски по длине, пользоваться словами: длиннее, короче.

 

 

2


Дидактические игры:

“Кто, где спит”, “Где сидит зайка”, “Найди одинаковые полоски”, “Когда это бывает”, “Что мы делали”.

 

 

НОЯБРЬ



 

Сравнение групп предметов приемом наложения. Ориентировка от себя.



 

Учить  сравнивать предметы, исполь-зуя прием наложения.

Совершенствовать навыки ориентировки от себя.

Развивать логическое мышление, внимание, зрительную память.

 

2

 

 

 

 

 


Дидактические игры:

“Что изменилось,

“Покажи фигуру”.



 

Сравнение предметов по ширине. Закрепление представлений о  геометрических фигурах.

Ориентировка во времени


Учить сравнивать предметы по ширине.

 Закреплять представление о геометри-ческих фигурах ( круг, квадрат ), клас-сифицируя  их по заданному признаку.

Учить различать день и ночь

 

 

 

2


 “Найди дорожку”, “Подбери ленточку”, “Разложи фигуры”,

Подвижные игры

 “День и ночь”, “Птички в гнездышках”, “Найди такой же мячик”, “Кто ушел”,

 

 

ДЕКАБРЬ




Нахождение множества и одного предмета в окружающем пространстве. Закрепление представлений о геометрических фигурах.




Учить находить множество и один предмет в окружающей обстановке.

Закреплять представление о геометрических  фигурах –круг, квадрат. Учить классифицировать  предметы по одному признаку

 

 

 

 

1

 

 


Дидактические игры “Назови, каких предметов много”, “Разложи фигуры”, “Чего не стало”.


 

Сравнение предметов по высоте. Закрепление названий  частей суток.

Сравнение групп предметов приемом приложения.

Знакомство с треугольником





 

Обучать сравнению предметов по высоте (выше - ниже - одинаковые).

Учить различать и называть части суток

Познакомить с треугольником ,учить различать его среди других фигур  и обозначать словом

Учить сравнению группы предметов приемом приложения.

Совершенствовать навыки ориентировки  от себя.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры:

  “Найди такую же”, “Когда это бывает”, “Продолжи ряд”, “Найди одинаковые”, “Чья ленточка”, “Собери картинку”.

Подвижные игры:

“Лиса и зайцы”, “Кто где стоит”,


ИТОГОВОЕ   ЗАНЯТИЕ

 

 

1

 

 

 

 

 

ЯНВАРЬ




Различение  равенства  и неравенства групп.

Закрепление  представлений  о треугольнике.



Учить сравнивать группы предметов приемом приложения, определять их равенство или  неравенство. Закреплять представления  о треугольнике. Учить  сравнению по заданным признакам.

 

 

 

2

 

 

 

 


Дидактические игры:

“На что это похоже”, “Найди дорожку”, “День и ночь».



 


Знакомство с числом  - 1

Сравнение предметов по высоте.

Познакомить детей с числом - один, учить соотносить количество с числом

Учить сравнивать предметы по высоте (выше - ниже - одинаковые).

Закреплять представление о частях суток.

 

 

2

“Найди пару”, “Посади зайчика по самую высокую (низкую) елочку”, “Когда это бывает”, “Продолжи ряд”, “Сосчитай звуки”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФЕВРАЛЬ




Знакомство с числом 2.

Сравнение предметов по длине




Познакомить с числом  2. Учить считать до двух.

Учить сравнивать три предмета по длине (длиннее - короче - одинаковые)

 

 

 

 

1

 



Подвижные игры

“Найди пару”,

“Сделай как я ”, “Маленькие листики ко мне”, “Где чей


Числа 1 и 2

 Счет ,соотношение числа с количеством

Ориентировка в пространстве. Геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник.


Продолжать учить ориентироваться от себя (справа, слева, впереди, сзади.)

Закреплять представления о геометрических фигурах (классификация по заданному признаку)

 



2

 

 

 

 

 

домик”, “Кто, где сидит”.


Дидактические игры:

“Покажи столько же”,

“Хлопни, сколько скажу”, “Разложи фигуры”,

“Найди дорожку”.


Различение  равенства и неравенства групп  приемом наложения.


Продолжать учить пользоваться приемом наложения, использовать в речи слова столько - сколько, больше - меньше.

Развивать логические мышление.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

МАРТ




Число три. Счет до трех на слух.

Ориентировка во времени.




 


Познакомить с числом три. Учить считать на слух до трех. Соотносить количество с числом.

Продолжать учить сравнивать три предмета по заданному признаку.


Знать части суток.

 

 

 

2

 

 

 

 

 


Дидактические игры:

«Разложи фигуры»,

«Хлопни ,сколько скажу».


Знакомство детей с шаром.

Построение логического ряда.



 

Познакомить детей с шаром, учить отличать его от круга.. Развивать логическое мышление, внимание.

Закреплять навыки счета.

 

1

 

 

 

 

 


Знакомство детей с кубом.

Определение равенства и неравенства групп предметов. Сравнение предметов по заданному признаку.



Познакомить детей с кубом.

Учить использовать прием наложения для определения равенства и неравенства групп предметов.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

АПРЕЛЬ


Число 4.

Построение логического ряда.

Различение шара и куба.



 

Познакомить детей с числом 4.

Развивать логическое мышление, память, внимание.

Закреплять представление об объемных фигурах.

 

1

 

 

 

 

 


Дидактические игры «Разложи фигуры»,

«Хлопни столько, сколько скажу».


 

Сравнение групп предметов по количеству, соотношение количества с числом.

Ориентировка от себя.

Продолжать учить использовать прием приложения. Соотносить количество с числом.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

 

1

 

 

 

Подвижная игра:

 «Найди пару».


Знакомство  с числом 5.

Разбиение по одному признаку. Геометрические фигуры.


Познакомить детей с числом 5. Закреплять навыки счета, соотношения количества и числа.

Закреплять представление о геометри-ческих фигурах . Учить классифициро-вать предметы по одному признаку.

 

 

 

 

2

Пальчиковая игра: "Наши пальчики".

 

 

 

 

 

 

МАЙ


числа  от 1 до 5

геометрические  фигуры.

Сравнение предметов по заданным признакам.



 

Закреплять представление о числах  от 1 до 5 ,  учить соотносить число и количество, развивать  навыки счета.

Закреплять представление о геометри-ческих фигурах , учить классифициро-вать их по одному признаку, сравнивая предметы по длине, высоте, ширине.

 

 

 

2

 

 

 

 


дидактические игры

 «Продолжи ряд»


Подвижные игры:

«Сделай как я»,

«Найди пару».


Построение логического ряда.

Навыки счета.

Ориентировка в пространстве и времени.



 

Закреплять навыки прямого счета до 5  

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

Различать и называть части суток.

Развивать внимание, память, мышление.

 

 

 

1

 

 

 

 

Дидактическая игра:

"Пальчики",
"Что когда бывает",

"Где стоит предмет".

Итоговое  занятие

Закрепление пройденного материала.

1

 

 

СОДЕРЖАНИЕ   ОБУЧЕНИЯ:

 

КОЛИЧЕСТВО:

1 квартал  - Составление групп предметов в соответствии с образцом, выделение одного предмета из группы. Умение находить один - много.

2 квартал - Различать равенство и неравенство групп, сравнивать одну группу с другой пользуясь приемами наложения или приложения, учить понимать и использовать слова: “столько - сколько”, “больше - меньше”, “поровну., понимать значение вопроса “ Сколько?”, знать числительные и цифры до трех.

3 квартал – Использование приемов наложения и приложения,  при определении  равенства и неравенства по количеству. Числительные до 5.


ВЕЛИЧИНА:

1 квартал - Сравнивать контрастные и одинаковые предметы по длине и ширине. Освоение понятий - “длиннее”, “короче”, “шире”, “уже”, “равные”. Сравнение по выделенному признаку с помощью приемов  наложения и приложения.

2 квартал – Сравнение  по высоте и толщине,  учить отражать результат сравнения  в речи.

3 квартал - Сравнение по заданной величине.


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ  ФИГУРЫ:

1 квартал – Различение  круга и квадрата. Учить использовать двигательные и зрительные  приемы обследования, распознавая  цвет, размер, форму.

2 квартал – Учить различать круг, квадрат, треугольник; называть цвет, размер, форму.

3 квартал – Геометрические  фигуры: круг, квадрат, треугольник. Форма предметов. Различение и обозначение  шара и куба. Родовое обобщение.


ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ:

1 квартал – Различение  правой  и левой стороны; частей суток :день, ночь, утро, вечер.

2 квартал -  Определение  направления  от себя:  вперед - впереди (меня), назад - позади (меня), направо, налево, вверх, вниз.

   -  Части суток.

3 квартал – Определение  направления от себя.

   -   Отрезки суток.


К  КОНЦУ  УЧЕБНОГО  ГОДА:

(знания детей)

Освоение  геометрических фигур : круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

 Обозначение их цвета, размера, формы.

Формирование понятий больше - меньше, длиннее - короче, шире - уже, толще – тоньше, навыков нахождения  двух одинаковых предметов  из трех - четырех.

Счет до пяти. 

Краснова Елена Евгеньевна

Автор: Краснова Елена Евгеньевна

Воспитатель с высшей квалификационной категорией. Стаж работы в дошкольном учреждении более 32 лет