Планирование - развитие элементарных математических представлений
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ.
Младший дошкольный возраст. Образовательная область: "Познание".
МЕСЯЦ |
ТЕМА |
ЗАДАЧИ |
часы |
ИГРЫ И ПОСОБИЯ |
СЕНТЯБРЬ |
Образование групп предметов. Выделение одного предмета из множества. Различение круга и квадрата. |
Учить выделять один предмет и множества в окружающей обстановке. Формировать понятие много - один. Учить различать и называть круг и квадрат. Развивать логическое мышление. |
2 |
Подвижные игры: “Мыши и кот”, “Лиса и зайцы”. Дидактические игры: “ Раз-ложи большие и маленькие фигуры”, “Покажи круг и квадрат”. |
ОКТЯБРЬ |
Составление групп предметов по образцу. Различение и обозначение круга, квадрата. Ориентировка от себя (право, лево). |
Учить составлять группу предметов по образцу, используя слова: столько, сколько, одинаково. Называть геометрические фигуры, их цвет, размер. Учить находить правую и левую стороны. |
2
|
Дидактические игры: “ Найди пару”, “Собери бусы”, “Покажи фигуру”. |
Сравнение предметов по длине. Различение частей суток- день и ночь. |
Учить сравнивать полоски по длине, пользоваться словами: длиннее, короче. |
2 |
Дидактические игры: “Кто, где спит”, “Где сидит зайка”, “Найди одинаковые полоски”, “Когда это бывает”, “Что мы делали”. |
|
НОЯБРЬ |
Сравнение групп предметов приемом наложения. Ориентировка от себя. |
Учить сравнивать предметы, исполь-зуя прием наложения. Совершенствовать навыки ориентировки от себя. Развивать логическое мышление, внимание, зрительную память. |
2
|
Дидактические игры: “Что изменилось, “Покажи фигуру”. |
Сравнение предметов по ширине. Закрепление представлений о геометрических фигурах. Ориентировка во времени |
Учить сравнивать предметы по ширине. Закреплять представление о геометри-ческих фигурах ( круг, квадрат ), клас-сифицируя их по заданному признаку. Учить различать день и ночь |
2 |
“Найди дорожку”, “Подбери ленточку”, “Разложи фигуры”, Подвижные игры “День и ночь”, “Птички в гнездышках”, “Найди такой же мячик”, “Кто ушел”, |
|
ДЕКАБРЬ |
Нахождение множества и одного предмета в окружающем пространстве. Закрепление представлений о геометрических фигурах. |
Учить находить множество и один предмет в окружающей обстановке. Закреплять представление о геометрических фигурах –круг, квадрат. Учить классифицировать предметы по одному признаку |
1
|
Дидактические игры “Назови, каких предметов много”, “Разложи фигуры”, “Чего не стало”. |
Сравнение предметов по высоте. Закрепление названий частей суток. Сравнение групп предметов приемом приложения. Знакомство с треугольником |
Обучать сравнению предметов по высоте (выше - ниже - одинаковые). Учить различать и называть части суток Познакомить с треугольником ,учить различать его среди других фигур и обозначать словом Учить сравнению группы предметов приемом приложения. Совершенствовать навыки ориентировки от себя. |
1
|
Дидактические игры: “Найди такую же”, “Когда это бывает”, “Продолжи ряд”, “Найди одинаковые”, “Чья ленточка”, “Собери картинку”. Подвижные игры: “Лиса и зайцы”, “Кто где стоит”, |
|
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ |
1 |
|||
ЯНВАРЬ |
Различение равенства и неравенства групп. Закрепление представлений о треугольнике. |
Учить сравнивать группы предметов приемом приложения, определять их равенство или неравенство. Закреплять представления о треугольнике. Учить сравнению по заданным признакам. |
2
|
Дидактические игры: “На что это похоже”, “Найди дорожку”, “День и ночь». |
Знакомство с числом - 1 Сравнение предметов по высоте. |
Познакомить детей с числом - один, учить соотносить количество с числом Учить сравнивать предметы по высоте (выше - ниже - одинаковые). Закреплять представление о частях суток. |
2 |
“Найди пару”, “Посади зайчика по самую высокую (низкую) елочку”, “Когда это бывает”, “Продолжи ряд”, “Сосчитай звуки”. |
|
ФЕВРАЛЬ |
Знакомство с числом 2. Сравнение предметов по длине |
Познакомить с числом 2. Учить считать до двух. Учить сравнивать три предмета по длине (длиннее - короче - одинаковые) |
1
|
Подвижные игры “Найди пару”, “Сделай как я ”, “Маленькие листики ко мне”, “Где чей |
Числа 1 и 2 Счет ,соотношение числа с количеством Ориентировка в пространстве. Геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник. |
Продолжать учить ориентироваться от себя (справа, слева, впереди, сзади.) Закреплять представления о геометрических фигурах (классификация по заданному признаку) |
2
|
домик”, “Кто, где сидит”. Дидактические игры: “Покажи столько же”, “Хлопни, сколько скажу”, “Разложи фигуры”, “Найди дорожку”. |
|
Различение равенства и неравенства групп приемом наложения. |
Продолжать учить пользоваться приемом наложения, использовать в речи слова столько - сколько, больше - меньше. Развивать логические мышление. |
1 |
||
МАРТ |
Число три. Счет до трех на слух. Ориентировка во времени. |
Познакомить с числом три. Учить считать на слух до трех. Соотносить количество с числом. Продолжать учить сравнивать три предмета по заданному признаку. Знать части суток. |
2
|
Дидактические игры: «Разложи фигуры», «Хлопни ,сколько скажу». |
Знакомство детей с шаром. Построение логического ряда. |
Познакомить детей с шаром, учить отличать его от круга.. Развивать логическое мышление, внимание. Закреплять навыки счета. |
1
|
||
Знакомство детей с кубом. Определение равенства и неравенства групп предметов. Сравнение предметов по заданному признаку. |
Познакомить детей с кубом. Учить использовать прием наложения для определения равенства и неравенства групп предметов. |
1 |
||
АПРЕЛЬ |
Число 4. Построение логического ряда. Различение шара и куба. |
Познакомить детей с числом 4. Развивать логическое мышление, память, внимание. Закреплять представление об объемных фигурах. |
1
|
Дидактические игры «Разложи фигуры», «Хлопни столько, сколько скажу». |
Сравнение групп предметов по количеству, соотношение количества с числом. Ориентировка от себя. |
Продолжать учить использовать прием приложения. Соотносить количество с числом. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. |
1
|
Подвижная игра: «Найди пару». |
|
Знакомство с числом 5. Разбиение по одному признаку. Геометрические фигуры. |
Познакомить детей с числом 5. Закреплять навыки счета, соотношения количества и числа. Закреплять представление о геометри-ческих фигурах . Учить классифициро-вать предметы по одному признаку. |
2 |
Пальчиковая игра: "Наши пальчики". | |
МАЙ |
числа от 1 до 5 геометрические фигуры. Сравнение предметов по заданным признакам. |
Закреплять представление о числах от 1 до 5 , учить соотносить число и количество, развивать навыки счета. Закреплять представление о геометри-ческих фигурах , учить классифициро-вать их по одному признаку, сравнивая предметы по длине, высоте, ширине. |
2
|
дидактические игры «Продолжи ряд» Подвижные игры: «Сделай как я», «Найди пару». |
Построение логического ряда. Навыки счета. Ориентировка в пространстве и времени. |
Закреплять навыки прямого счета до 5 Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Различать и называть части суток. Развивать внимание, память, мышление. |
1
|
Дидактическая игра: "Пальчики", "Где стоит предмет". |
|
Итоговое занятие |
Закрепление пройденного материала. |
1
|
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ:
КОЛИЧЕСТВО:
1 квартал - Составление групп предметов в соответствии с образцом, выделение одного предмета из группы. Умение находить один - много.
2 квартал - Различать равенство и неравенство групп, сравнивать одну группу с другой пользуясь приемами наложения или приложения, учить понимать и использовать слова: “столько - сколько”, “больше - меньше”, “поровну., понимать значение вопроса “ Сколько?”, знать числительные и цифры до трех.
3 квартал – Использование приемов наложения и приложения, при определении равенства и неравенства по количеству. Числительные до 5.
ВЕЛИЧИНА:
1 квартал - Сравнивать контрастные и одинаковые предметы по длине и ширине. Освоение понятий - “длиннее”, “короче”, “шире”, “уже”, “равные”. Сравнение по выделенному признаку с помощью приемов наложения и приложения.
2 квартал – Сравнение по высоте и толщине, учить отражать результат сравнения в речи.
3 квартал - Сравнение по заданной величине.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ:
1 квартал – Различение круга и квадрата. Учить использовать двигательные и зрительные приемы обследования, распознавая цвет, размер, форму.
2 квартал – Учить различать круг, квадрат, треугольник; называть цвет, размер, форму.
3 квартал – Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Форма предметов. Различение и обозначение шара и куба. Родовое обобщение.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ:
1 квартал – Различение правой и левой стороны; частей суток :день, ночь, утро, вечер.
2 квартал - Определение направления от себя: вперед - впереди (меня), назад - позади (меня), направо, налево, вверх, вниз.
- Части суток.
3 квартал – Определение направления от себя.
- Отрезки суток.
К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА:
(знания детей)
Освоение геометрических фигур : круг, квадрат, треугольник, шар, куб.
Обозначение их цвета, размера, формы.
Формирование понятий больше - меньше, длиннее - короче, шире - уже, толще – тоньше, навыков нахождения двух одинаковых предметов из трех - четырех.
Счет до пяти.