Характеристика учебной деятельности дошкольника
Характеристика учебной деятельности ребёнка дошкольника
К концу дошкольного возраста начинают формироваться основы учебной деятельности в процессе специально организованных учебных занятий.
Учебная деятельность включает в себя: развитие познавательных интересов, умение учиться.
Познавательные интересы формируются в процессе:
1.Содержания обучения;
2.Познавательной активности ребёнка;
3.Усвоения материала в форме дидактической игры;
4.Понимания ребенком характера вопросов.
Именно познавательные интересы являются важными мотивами деятельности, выражают направленность личности, активизируют способности.
Умение учиться проявляется в навыках ребёнка:
1.Ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;
2.Использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдения, сравнения, группировка и другие способы познания);
3.Контролирует себя в процессе выполнения задания;
4.Достигает результата;
5.Приобретает элементы навыков самоконтроля и самооценки.
Взрослому для развития познавательных интересов дошкольника необходимо:
• создавать условия ребенку для его активных действий;
• вовлекать в процесс самостоятельного поиска;
• ставить вопросы проблемного характера;
• разнообразить учебную деятельность;
• показывать ребенку нужность, важность учебного материала («личностный смысл»);
• предлагать задания трудные, но посильные;
• планировать достижение результата, положительно оценивать;
• предлагать эмоциональный учебный материал.
Воспитание познавательных интересов — важная составная часть воспитания личности ребенка.
Особую роль играет форма обучения дошкольников: овладение детьми системой занятий в виде дидактической игры более эффективна, чем в виде прямых учебных заданий, особенно в младшем возрасте.
Умение учиться в дошкольном возрасте включает в себя следующие моменты:
а) ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;
б) использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдение, сравнение, группировка и т.д.);
в) контролирует себя в процессе выполнения задания;
г) достигает результата;
д) приобретает элементарные навыки самоконтроля и самооценки.
А.П. Усова выделяет конкретные признаки овладения учебной деятельностью у дошкольников
3 УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Ребенок слушает указания.
1. Слушают указания, руководствуются ими в работе.
В случае непонимания задают вопросы.
Правильно оценивают работу других.
Правильно оценивают свою работу.
Достигают нужных результатов.
2. Слушают указания, условно придерживаются их в работе.
Самоконтроль не устойчив, осуществляется через работу других детей.
При выполнении работы склонны к подражанию другим детям.
Результаты условны.
3. Слушают указания, но как бы, не слышат их.
Не руководствуются ими в работе. К оценке не чувствительны.
Результата не достигают.
Овладение элементарными навыками учебной деятельности позволяет ребенку успешно обучаться в школе.