Основы нравственного воспитания

Полезная информация для педагогов и родителей о нравственном развитии ребёнка дошкольного возраста. Выводы психологов.

Основы нравственного воспитания.


Информируют психологи.


В младшем дошкольном возрасте дети усваивают правила, связанные с культурно-гигиеническими навыками, с соблюдением режима, правилами обращения с игрушками.

Усваивая нравственные нормы, принятые в обществе, дошкольники учатся:

- оценивать   поступки   с   точки   зрения   нравственных норм;

- подчинять своё поведение этим нормам;

- этическим переживаниям.


Стремясь  овладеть  этими  правилами,  дети  обращаются к воспитателю с заявлениями и жалобами по поводу нарушений правил их сверстниками. Это своего рода просьбы подтвердит то или иное правило, указать на его обязательность для всех.


В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте дети усваивают правила взаимоотношений с другими детьми. Это задача нелегкая. Овладение правилами взаимоотношений происходит первоначально формально. И только под руководством взрослого в результате опыта, получаемого детьми в практике, усваивают эти правила.


Сначала ребёнок оценивает только чужие поступки: других детей, литературных героев. Оценивает их на основе эмоционального отношения ГЛОБАЛЬНО как хороших или плохих.


Постепенно эмоциональное отношение и нравственная оценка начинают разделяться. Уже в среднем дошкольном возрасте ребёнок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится. Оценивает исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Старший дошкольник судит о поступках не только по их результатам, но и по мотивам. Затем приобретается возможность оценивать и своё поведение.


 В простых ситуациях проявляется чувство долга.


Оно вырастает:

- из чувства удивления, которое испытывает ребёнок, совершив  похвальный поступок;

- из чувства неловкости после неодобрения действий  окружающими.


Усвоение норм и правил, умение соотносить свои поступки с этими нормами является первым задатком произвольного поведения.


Усвоение нравственных норм происходит в виде моральных представлений и оценок. У дошкольников появляется активное отношение к собственной жизни и формируется сочувствие, заботливость.


Ребёнок может помогать сверстникам, которым симпатизирует. Может проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.


Усвоение нравственных норм происходит быстрее и легче:

1.   при   соответствующих  условиях  в семье.   Дети  охотно  подражают  заботливым  родителям,   часто  с   ними   общающимися;

2.   при   подчёркивании,  объясняя,   почему   одни  действия считаются хорошими, а другие — плохими. Это приводит  к более раннему осознанию нравственного поведения.


На фоне эмоциональной зависимости от взрослого у дошкольника развивается притязание на признание. Оно основано на стремлении получить высокую оценку своих достижений.


Потребность в признании переносится и на отношения со сверстниками.


Возникают сложные отношения:

 -  для взрослого ребенок должен быть лучшим;

 -  а для сверстников — «как все».


Например, в игре потребность в признании проявляется в двух планах:

-  С одной стороны, ребенок хочет быть «как все»;

-  а с другой — «лучше, чем все».


С одной стороны дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников, а с другой — «быть лучше», претендуя на статусную роль в игре.


Воспитателю нужно всегда иметь в виду две составляющие поведения ребенка:

1. притязания его на значимую роль;

2. и умение осознать возможность реализации этого притязания.


Во взаимоотношениях нередко проявляется детская ложь.


ЛОЖЬ ребенка — как нарочитое искажение истины.

Ложь  проявляется  как:  

1.   В ситуации «двойной мотивации», чтобы быть признанным взрослыми

Ребенок хочет остаться признанным взрослыми: «Это не я разбил...»


2.    Как компенсация недостаточности волевого поведения.

Как побочное следствие развития потребности признания.

Ребенок не может совершить поступок, который способствовал бы его признанию.  

Ребенок хочет стать признанным: «Это я так хорошо сделал...»


При несформированной у ребенка потребности в правдивом отношении к людям, при несформированной у ребенка честности, как качества личности, у него может развиваться лживость.


Приоритет должен быть отдан формированию положительных качеств личности, а не борьбе  с недостатками.


Воспитатель должен иметь в виду, что нравственное развитие ребенка определяется:


1.    Знанием норм общества:

Через общение с окружающими людьми ребенок усваивает социальные нормы поведения. О нормах общества ребенку сообщает взрослый.


2.  Осмысливанием норм общества:

Ребенок   начинает   понимать   значение,   необходимость той или иной нормы.

Большое значение в усвоении образцов и Правил поведения, их осмысливания имеет развитие у детей чувства гордости и чувства стыда, которые заставляют ребенка соотносить свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых.


3. Привычками нравственного поведения, которые формируются и закрепляются в общении с другими людьми. Привычка является эмоционально-побудительной силой, нарушение которой ведет к ощущению дискомфорта.

Формирование привычек нравственного поведения осуществляется с помощью упражнений. При этом  нужно иметь  в виду, что упражнения - это не простое повторение действия. Воспитатель (родитель) должен помочь ребенку после осуществления им действия, осознать и скорректировать его для последующего выполнения.

4.Эмоциональным отношением к правилам поведения.

Обращать внимание на переживания успеха и неуспеха ребенка, которые связанны с его поведением и деятельностью.


В нравственном развитии личности ребенка важна совместная деятельность его со взрослым. При этом ребенок и взрослый являются соучастниками, переживают, радуются, печалятся, сочувствуют и т.д. В совместной деятельности взрослый лучше узнает  ребенка, что  позволяет    осуществить   личностно - ориентированный подход к нему. 


Почему дети жалуются?


1.    Для привлечения к себе внимания: «У меня болит голова, пальчик».

2.    Что обидчик неправ, плача: «Меня толкнул Саша».  

3.    При столкновении интересов детей. Сам ребенок справиться не может: «Пусть отдаст мне мою машинку!»

4.    Для вызова сочувствия: «Нина взяла кубики».

5.    При нарушении сверстниками правил. (Не ябедничая.) Личной заинтересованности нет: «А он не ест кашу».

6.    Для наведения порядка: «Пусть так не делает».

7.   При желании получить похвалу.   Имеется личная заинтересованность:

Чтобы избежать возможного наказания: «Это не я, я так не делаю».

8.   Обращает внимание взрослого на отрицательный поступок товарища.Личная заинтересованность: чтобы получить  похвалу,  когда не видят их хороших поступков: «Петя сделал не правильно, я так не делаю».

9.   Информация о проступках сверстников – ябедничество.     


Жалобы свидетельствуют что:

-   Что ребенок нуждается во взрослом. Стремится к общению.

-   Это сигнал о некотором неблагополучии ребенка.

-   Эмоционально  окрашенные жалобы значимы для ребенка.

-   Ребенок ищет сочувствия, сопереживания.

-   Ребенок  уточняет, по каким правилам  нужно жить с окружающими.


Участие взрослого:

Ø  Поможет снять напряжение ребенка. (Тоска по ласке.)

Ø  Удовлетворяет потребность в положительной оценке и уважительного к себе отношения.

Ø  Поможет овладеть нормами взаимоотношений  с окружающими.


Моральные (нравствепнные) чувства - высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям.  (опред.)

Богданова Ольга Владимировна

Автор: Богданова Ольга Владимировна

Работает воспитателем детского сада.
Стаж работы более 30 лет, высшая квалификационная категория.