Основы нравственного воспитания
Основы нравственного воспитания.
Информируют психологи.
В младшем дошкольном возрасте дети усваивают правила, связанные с культурно-гигиеническими навыками, с соблюдением режима, правилами обращения с игрушками.
Усваивая нравственные нормы, принятые в обществе, дошкольники учатся:
- оценивать поступки с точки зрения нравственных норм;
- подчинять своё поведение этим нормам;
- этическим переживаниям.
Стремясь овладеть этими правилами, дети обращаются к воспитателю с заявлениями и жалобами по поводу нарушений правил их сверстниками. Это своего рода просьбы подтвердит то или иное правило, указать на его обязательность для всех.
В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте дети усваивают правила взаимоотношений с другими детьми. Это задача нелегкая. Овладение правилами взаимоотношений происходит первоначально формально. И только под руководством взрослого в результате опыта, получаемого детьми в практике, усваивают эти правила.
Сначала ребёнок оценивает только чужие поступки: других детей, литературных героев. Оценивает их на основе эмоционального отношения ГЛОБАЛЬНО как хороших или плохих.
Постепенно эмоциональное отношение и нравственная оценка начинают разделяться. Уже в среднем дошкольном возрасте ребёнок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится. Оценивает исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Старший дошкольник судит о поступках не только по их результатам, но и по мотивам. Затем приобретается возможность оценивать и своё поведение.
В простых ситуациях проявляется чувство долга.
Оно вырастает:
- из чувства удивления, которое испытывает ребёнок, совершив похвальный поступок;
- из чувства неловкости после неодобрения действий окружающими.
Усвоение норм и правил, умение соотносить свои поступки с этими нормами является первым задатком произвольного поведения.
Усвоение нравственных норм происходит в виде моральных представлений и оценок. У дошкольников появляется активное отношение к собственной жизни и формируется сочувствие, заботливость.
Ребёнок может помогать сверстникам, которым симпатизирует. Может проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.
Усвоение нравственных норм происходит быстрее и легче:
1. при соответствующих условиях в семье. Дети охотно подражают заботливым родителям, часто с ними общающимися;
2. при подчёркивании, объясняя, почему одни действия считаются хорошими, а другие — плохими. Это приводит к более раннему осознанию нравственного поведения.
На фоне эмоциональной зависимости от взрослого у дошкольника развивается притязание на признание. Оно основано на стремлении получить высокую оценку своих достижений.
Потребность в признании переносится и на отношения со сверстниками.
Возникают сложные отношения:
- для взрослого ребенок должен быть лучшим;
- а для сверстников — «как все».
Например, в игре потребность в признании проявляется в двух планах:
- С одной стороны, ребенок хочет быть «как все»;
- а с другой — «лучше, чем все».
С одной стороны дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников, а с другой — «быть лучше», претендуя на статусную роль в игре.
Воспитателю нужно всегда иметь в виду две составляющие поведения ребенка:
1. притязания его на значимую роль;
2. и умение осознать возможность реализации этого притязания.
Во взаимоотношениях нередко проявляется детская ложь.
ЛОЖЬ ребенка — как нарочитое искажение истины.
Ложь проявляется как:
1. В ситуации «двойной мотивации», чтобы быть признанным взрослыми
Ребенок хочет остаться признанным взрослыми: «Это не я разбил...»
2. Как компенсация недостаточности волевого поведения.
Как побочное следствие развития потребности признания.
Ребенок не может совершить поступок, который способствовал бы его признанию.
Ребенок хочет стать признанным: «Это я так хорошо сделал...»
При несформированной у ребенка потребности в правдивом отношении к людям, при несформированной у ребенка честности, как качества личности, у него может развиваться лживость.
Приоритет должен быть отдан формированию положительных качеств личности, а не борьбе с недостатками.
Воспитатель должен иметь в виду, что нравственное развитие ребенка определяется:
1. Знанием норм общества:
Через общение с окружающими людьми ребенок усваивает социальные нормы поведения. О нормах общества ребенку сообщает взрослый.
2. Осмысливанием норм общества:
Ребенок начинает понимать значение, необходимость той или иной нормы.
Большое значение в усвоении образцов и Правил поведения, их осмысливания имеет развитие у детей чувства гордости и чувства стыда, которые заставляют ребенка соотносить свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых.
3. Привычками нравственного поведения, которые формируются и закрепляются в общении с другими людьми. Привычка является эмоционально-побудительной силой, нарушение которой ведет к ощущению дискомфорта.
Формирование привычек нравственного поведения осуществляется с помощью упражнений. При этом нужно иметь в виду, что упражнения - это не простое повторение действия. Воспитатель (родитель) должен помочь ребенку после осуществления им действия, осознать и скорректировать его для последующего выполнения.
4.Эмоциональным отношением к правилам поведения.
Обращать внимание на переживания успеха и неуспеха ребенка, которые связанны с его поведением и деятельностью.
В нравственном развитии личности ребенка важна совместная деятельность его со взрослым. При этом ребенок и взрослый являются соучастниками, переживают, радуются, печалятся, сочувствуют и т.д. В совместной деятельности взрослый лучше узнает ребенка, что позволяет осуществить личностно - ориентированный подход к нему.
Почему дети жалуются?
1. Для привлечения к себе внимания: «У меня болит голова, пальчик».
2. Что обидчик неправ, плача: «Меня толкнул Саша».
3. При столкновении интересов детей. Сам ребенок справиться не может: «Пусть отдаст мне мою машинку!»
4. Для вызова сочувствия: «Нина взяла кубики».
5. При нарушении сверстниками правил. (Не ябедничая.) Личной заинтересованности нет: «А он не ест кашу».
6. Для наведения порядка: «Пусть так не делает».
7. При желании получить похвалу. Имеется личная заинтересованность:
Чтобы избежать возможного наказания: «Это не я, я так не делаю».
8. Обращает внимание взрослого на отрицательный поступок товарища.Личная заинтересованность: чтобы получить похвалу, когда не видят их хороших поступков: «Петя сделал не правильно, я так не делаю».
9. Информация о проступках сверстников – ябедничество.
Жалобы свидетельствуют что:
- Что ребенок нуждается во взрослом. Стремится к общению.
- Это сигнал о некотором неблагополучии ребенка.
- Эмоционально окрашенные жалобы значимы для ребенка.
- Ребенок ищет сочувствия, сопереживания.
- Ребенок уточняет, по каким правилам нужно жить с окружающими.
Участие взрослого:
Ø Поможет снять напряжение ребенка. (Тоска по ласке.)
Ø Удовлетворяет потребность в положительной оценке и уважительного к себе отношения.
Ø Поможет овладеть нормами взаимоотношений с окружающими.
Моральные (нравствепнные) чувства - высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям. (опред.)