Рисование со старшими дошкольниками, планирование
Перспективное планирование по изобразительной деятельности
со старшими дошкольниками.
РИСОВАНИЕ
Воспитатель Богданова О.В.
№ |
Месяц |
Тема |
Цели и задачи |
Часы |
Развивающая среда Методическое обеспечение |
1 |
сентябрь |
«Осенние дары» |
Техника: гуашь. Работа над формой овощей, фруктов, грибов. Композиция. |
1 |
Мнемотаблицы стихов об осени. Демонстрационные картинки с изображением овощей, фруктов, грибов, ягод. Стихи: С. Есенин «Осень» М. Лермонтов «Осень» М. Садовский «Учим наблюдать и рассказывать»Стр. 163 |
«Осень наступила» |
Техника: гуашь. Работа сухой кистью, тычком. Учить использовать тёплую гамму красок. |
1 |
Иллюстрационный материал по теме «Осень» Зарисовки детей «Осенний диктант» Картина «Золотая осень» Левитан. «В осеннем парке» Фотоальбом. |
||
«Золотые колоски» |
Техника: гуашь. Приёмы: работа концом кисти, примакивание. Соблюдение пропорции, подбор цветовой гаммы, разбеливание. |
1 |
Натуральные колосья. Демонстрационный материал: «Уборка хлеба» Я. ШИМ «Откуда хлеб пришёл» |
||
«Осенние цветы» |
Техника: гуашь. Смешивание красок, получение оттенков. Перекрывание цвета друг другом. Построение композиции. |
1 |
Демонстрационный материал: «Садовые цветы» Букет натуральных астр. Раскраски «Цветы» Стихотворение «Астры» |
||
«Натюрморт» |
Техника: гуашь. Знакомство с натюрмортом. Навыки наброска простым карандашом. Построение композиции, соблюдение пропорции, перекрываемость объектов. |
1 |
Дидактическая игра «Составь натюрморт» Мнемотаблица стихотворения: «Натюрморт» Н.А. Курочкина «Знакомство с натюрмортом» Изд. «Детство - пресс» |
||
«Золотая хохлома» |
Техника: гуашь. Работа концом кисти, способом примакивания, соблюдение цветовой гаммы хохломской росписи. |
1 |
Демонстрационный материал: «Хохлома» Шпикалова, Величкина. Натуральная хохломская посуда. Стихотворение «Хохлома» А.П. Аверьянова стр. 72 |
||
«Аквариум» |
Техника: акварель и восковой мелок. Прорисовка деталей, соблюдение пропорций, сохранение частей тела. Цветовая гамма. |
1 |
Демонстрационный материал: «Аквариумные рыбы» Книжки – раскраски. Рассматривание аквариумных рыбок. |
||
2 |
октябрь |
«Ветер» |
Техника: графит Продолжать знакомить детей с техникой работы графитом. Учить передавать в рисунке движение. Построение композиции. Приёмы работы: штрих, линия. |
1 |
Демонстрационный материал по технике: «Графика». Учебник «Основы живописи, графики» Альбомы с контурными изображениями для штриховки различными способами. Графические рисунки детей. |
«Облака» |
Техника: акварель Продолжать знакомить детей с особенностями работы акварельными красками. Приём – размывка. |
1 |
Пейзажные иллюстрации с изображением разного времени суток: день, ночь, вечер, утро. Стихотворение: «Пейзаж» Дидактическая игра на прогулке: «Далеко и близко». Тренировка зрительного внимания. |
||
«Самолёт» |
Техника: акварель и восковой мелок. Предметное рисование. Навыки графической передачи предмета, выделение характерных особенностей. Акварельная размывка фона. |
1 |
Демонстрационный материал по теме «Транспорт». Книжки – раскраски «Самолёты» Рассматривание моделей – игрушек самолётов. Конструктивная деятельность - постройка самолёта, оригами. |
||
«Осенние листья» |
Техника: гуашь, штамп. Продолжать знакомить с различными способами рисования. Закрепление навыков смешивания красок. |
1 |
Стихотворение «Ходит осень, бродит осень…» - мнемотехника. Рассматривание листьев на прогулке, внесение в группу осеннего букета. Для занятия – листья различной формы. |
||
«Осень в Летнем саду» |
Техника: акварель, белила – гуашь, простой карандаш. Построение композиции: аллеи, деревья, скульптуры. Формировать умение видеть в работе перспективу, соблюдать пропорции. |
1 |
Стихи о Летнем саде, осени в Летнем саду. Рассматривание иллюстраций и фотографий. Экскурсия в Летний сад. Музыкальный досуг: «Осень в Летнем саду». |
||
«Голубой простор» |
Техника: акварельная размывка. Учить работать на большом формате: А – 3.Продолжать знакомить с выразительными средствами: монохром (работа одним цветом) |
1 |
Дидактическая игра: «Тёплые и холодные краски». Рассматривание черно – белого изображения через цветной фильтр. Дидактическая игра «Бабочки» на фланелеграфе. |
||
«Осенняя фантазия» |
Техника: гуашь, смешивание красок теплого тона. Продолжать знакомить с различными способами передачи колорита осеннего пейзажа. Учить включать в работу элементы декора. |
1 |
Рассматривание декоративной росписи: «Хохлома», листья, ягоды, цветы. Рассматривание деревьев с различной кроной. Книжки – раскраски: «ДЕРЕВЬЯ» Мастерская дизайна: «Узоры на ткани, упаковочной бумаге, обёрток от конфет» |
||
«Золотые лепестки» |
Техника: гуашь. Декоративная роспись по мотивам хохломы. Учить работать концом кисти, способом примакивания. Построение композиции, чередование узора в полосе. |
1 |
Демонстрационный материал: «ХОХЛОМА». Рассматривание хохломской посуды с узором «Листья» Стихотворение: «Хохлома» Книжки – раскраски с хохломской росписью. |
||
ноябрь |
«Комнатные растения» |
Техника: акварель и восковой мелок. Рисование комнатного растения с натуры. Графические навыки передачи формы и расположения листьев. Заливка контура акварелью |
1 |
Рассматривание комнатных растений в группе. Дидактическая игра: «Вырасти растение» |
|
«Городской пейзаж» |
Техника: гуашь. Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Формировать навыки передачи перспективы при изображении домов, улицы, деревьев, транспорта. |
1 |
Рассматривание картины: «Осень в городе»Дидактическая игра: «Мы по городу идём». Конструктивная деятельность: «Построим свой город» Мнемотехника: «Открытка + слово» |
||
«Земля - планета» |
Техника: гуашь Развитие пространственного мышления. Учить передавать в рисунке форму земного шара. |
1 |
Рассматривание глобуса. Энциклопедия для детей: «Земля и человек». Игра настольная: «солнечная система». |
||
«Гжельская посуда» |
Техника: гуашь Продолжать знакомить с декоративной росписью. Формировать представление о технике изображения. Закрепление умений разбеливания синей краски. |
1 |
Демонстрационный материал: «Гжель». Дидактическая игра: «Составь узор». М.Н. Сокольникова «Гжель» стр. 65 Рассматривание гжельской посуды. Н. Сурьянова «Синие цветы гжели» Игра – лото «Русский сувенир» |
||
«Ваза» |
Техника: акварель Продолжать знакомить с техникой работы акварелью. Учить в работе слиянию цвета, используя густую краску и большое количество воды. Рисование по контуру. |
1 |
Рассматривание керамической посуды. Использование тактильных ощущений при обследовании посуды. Демонстрационный материал: «ВАЗЫ» |
||
«Пушистик» |
Техника: гуашь сухой кистью. Знакомство с анималистической живописью. Закрепление навыков работы сухой кистью, тычком. |
1 |
Демонстрационный материал: «Животные» Чтение произведений о животных, рассматривание иллюстраций в книге Е. Чарушина. |
||
«Первый снег» |
Техника: акварельная размывка и белила. Работа над построением композиции, перспективой, линией горизонта. |
1 |
Рассматривание картины: «Первый снег» «Знакомство с пейзажем» Дидактическая игра на прогулке: «Далеко и близко» |
||
«Человек» |
Техника: графика, цветные карандаши. Формировать умение рисовать человека. Соблюдение пропорции тела, передача движения. |
1 |
Дидактическая игра: «Бегущий человек» «Школа рисования». Рисуем человека. Книжки – раскраски с изображением людей. Демонстрационный материал по теме: «Спорт» |
||
4 |
декабрь |
«Рисуем стихотворение» |
Техника: коллаж Развивать творческую фантазию. Использовать навыки мнемотехники для передачи содержания стихотворения. |
1 |
Мнемотаблицы со стихами. Стихотворение С. Есенина «Белая берёза». Рассматривание иллюстраций к книге С. Есенин «Стихи» |
«Осенний парк» |
Техника: графит Продолжать знакомить с техникой графита. Учить делать растушевку, передавая размытость пейзажа поздней осени. |
1 |
Демонстрационный материал: «Графика», «Деревья». Дидактическая игра: «Далеко и близко» на построение композиции. |
||
«Монотипия» |
Техника: гуашь, монотипия. Продолжать знакомить с различными способами изображения. Развивать фантазию. Учить видеть в отпечатке пейзаж. |
1 |
Дидактическая игра по цветоведению: «Холодная и тёплая гамма». Дидактическая игра: «Волшебные цветные зеркала» на смешивание основных цветов. |
||
«Подарочная коробка» |
Техника: гуашь, штамп. Продолжать знакомить с различными изобразительными средствами. Формировать представление о дизайне. |
1 |
Школа дизайна – Сокольннкова. Мнемотехниа: «Открытка + слово», ассоциации. Рассматривание обёрточной бумаги для подарочных коробок. |
||
«Волшебные цветы» |
Техника: гуашь, штамп. Продолжать знакомить с техникой работы – штампом. Использовать для штампа природный материал. |
1 |
Демонстрационный материал: «Декоративные цветы» Книжки – раскраски: «Цветы» Мтемотехника: «Открытка + слово», ассоциации. |
||
«Герои сказок» |
Техника: коллаж Учить создавать коллективную работу с использованием аппликации. Закрепление навыков построения композиции на большом формате. |
1 |
Демонстрационный материал: «Герои сказок». Выбор сказки. Проигрывание сказки в ролях. Рассматривание иллюстраций к сказке, декораций, костюмов героев. |
||
«Новогодняя сказка» |
Техника: коллаж. Создание творческой работы. Учить детей планировать задуманное, выбирать материал самостоятельно. |
1 |
Рассматривание фотографий с детского утренника. Просмотр видеозаписей. Предложить различный материал для работы в любой знакомой детям технике. |
||
«Зимние забавы» |
Техника: гуашь, аппликация. Продолжать учить детей использовать смешенную технику для создания работы. Использовать силуэтное вырезание фигур детей. |
1 |
Рассматривание картины: «Зимние забавы». Дидактический материал: «Рисуем человека». Демонстрационный материал: «Строение тела человека» Игра из палочек: «Бегущий человек». |
||
5 |
январь |
«Волшебные ладошки» |
Техника: графика, цветные карандаши. Продолжать знакомить с различными способами изображения. Развивать фантазию. |
1 |
Дубровская «Волшебные ладошки». Мнемотехника: «Открытка + слово» ассоциации. Пальчиковые игры. Самодельный альбом с детскими работами: «Волшебные ладошки». |
«Мосты повисли над Невой» |
Техника: акварельная размывка, восковой мелок, белила. Построение композиции. , Прорисовка деталей, повторение узора и конструкции. |
1 |
Демонстрационный материал: «Мосты Санкт – Петербурга». Фотоальбом с видами города. Дидактическая игра» «Построй мост через Неву». Конструктивная деятельность. |
||
«Транспорт» |
Техника: акварель и восковой мелок. Передача конструкции, построение композиции, перспектива. |
1 |
Демонстрационный материал: «Транспорт». Конструктор: «Городок» - настольный. Рассматривание картины: «Улица». Настольная игра: «Дорожные знаки». |
||
«Городские фонари» |
Техника: графит. Знакомство с техникой графита. Использование стиральной резинки, растирка, растушевка. Формат ½ от А – 4. |
1 |
Демонстрационный материал: «Графика». Рассматривание фотографий с изображением фонарей, набережных, мостов, решеток. |
||
«Зимний пейзаж» |
Техника: монохром, гуашь. Закрепление умений разбеливать краску, работать одним цветом, передавать настроение. |
1 |
Рассматривание зимних пейзажей. Дидактическая игра: «Волшебные зеркала». |
||
«Веселые зверюшки» |
Техника: акварельная размывка. Продолжать знакомить с техникой работы акварелью. Учить делать контурный набросок простым карандашом. |
1 |
Рассматривание иллюстраций, выполненных Е. Чарушиным. Подбор контурных рисунков по теме: «Рисуем животных». Творческая игра «Зоопарк». |
||
«Город герой - Ленинград» |
Техника: графит. Продолжать знакомить с техникой графита. Построение композиции. Воспитывать уважение к памяти о подвиге Ленинградцев в дни блокады. |
2 |
Рассматривание фотографий о блокадном Ленинграде. Просмотр видеофильма о блокадном Ленинграде. Демонстрационный материал по теме: «Графика». |
||
6 |
февраль |
«Посуда из стекла» |
Техника: акварельная размывка. Добиваться прозрачности акварели при прорисовке стеклянной посуды. Использовать простой карандаш для контурного наброска. |
1 |
Рассматривание стеклянной прозрачной посуды. Дидактическая игра: «Разноцветные стёклышки». |
«Золотая хохлома» |
Техника: гуашь, работа на цветном картоне. Навыки рисования концом кисти линий и точек. Рисование в контурном формате. |
1 |
Демонстрационный материал по теме: «ХОХЛОМА». Рассматривание хохломской посуды с узором «ягоды». Книжки – раскраски. |
||
«Зимний парк» |
Техника: гуашь. Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Учить передавать в работе настроение, состояние природы: тишина, снегопад. |
1 |
Рассматривание зимних пейзажей. На прогулке рассмотреть заснеженные деревья, снегопад. |
||
«Праздничный салют» |
Техника: акварель и восковой мелок. Продолжать знакомить со способами передачи света в тёмный период суток. Построение композиции. |
1 |
Рассматривание фотографий и иллюстраций по теме: «Праздничный город». Мозаика: «Собери картинку» - с видами города. |
||
«Февральская лазурь» |
Техника: гуашь, по сухому. Знакомство с пейзажной живописью. Работа над передачей настроения, светом. Разбеливание тёмных тонов красок. Рисование тычком. |
1 |
Рассматривание картины: «Февральская лазурь». Дидактическая игра: «Подбери оттенки». |
||
«Соборы нашего города» |
Техника: акварельная размывка и восковой мелок. Построение конструкции, соблюдение пропорции, выделение деталей. Подбор фона в соответствии со временем суток. |
1 |
Рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением соборов Санкт – Петербурга. Мозаика: «Собери картинку». Экскурсии выходного дня с родителями. |
||
«Портрет моего папы» |
Техника: акварель и простой карандаш. Продолжать знакомить с портретной живописью. Учить использовать ладонь суки для обведения контура лица. Продолжать учить соблюдать пропорцию и конструкцию лица. |
1 |
Демонстрационный материал по теме: «Портрет». Дидактическая игра: «Подбери эмоцию к лицу». Рассматривание фотографий и иллюстраций. Стихотворение: «Портрет». |
||
«Жостовские цветы» |
Техника: гуашь. Знакомство с декоративной живописью. Продолжать учить рисовать плоской и круглой кистью. Смешивать краски на палитре. Прорисовывать детали. |
1 |
Рассматривание иллюстраций с изображением подносов с жостовской росписью. Рассматривание натуральных подносов. Дидактический материал: «Декоративная роспись». Демонстрационный материал: «Цветы». |
||
7 |
март |
«Портрет моей мамы» |
Техника: акварель и простой карандаш. Продолжать знакомство с портретной живописью. |
1 |
Смотри по теме: «Портрет моего папы». Рассматривание иллюстраций: «Причёски», «Украшения». |
«Птицы» |
Техника: акварельная размывка, простой карандаш. Передача характерных особенностей расцветки, соблюдение пропорции тела, передача движения. Контроль над графикой при наброске ( лёгкий нажим ). |
1 |
Демонстрационный материал по теме: «Птицы». Рассматривание иллюстраций к произведениям В. Бианки : |
||
«Куклы - артисты» |
Техника: графика цветными карандашами. Продолжать учить рисовать человека в движении. Соблюдение пропорции тела, прорисовка деталей. |
1 |
Демонстрационный материал по теме: «Театр». Дидактический материал: «Рисуем человека». Рассматривание игрушек в кукольном театре. |
||
«Золотая хохлома» |
Техника: гуашь, рисование в контуре по фону. Продолжать знакомить с декоративной живописью. Закрепление навыков рисования концом кисти деталей декора. |
1 |
Демонстрационный материал по теме: «Декоративная роспись». Рассматривание хохломской посуды с узором: «Ягоды, цветы». Книжки – раскраски. Дидактическая игра: «Русский сувенир». |
||
Весенний пейзаж» |
Техника: акварельная размывка. Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Продолжать формировать представление о зеркальности отражения, светотени относительно расположения солнца в рисунке. |
1 |
Рассматривание картины с весеннем пейзажем: «Март». Дидактический материал по теме: «Знакомство с пейзажной живописью». Рассматривание Д.М.: «Деревья». Дидактическая игра на прогулке: «ТЕНЬ И СВЕТ». |
||
«Ваза с цветами» «Натюрморт с цветами и плодами» |
Техника: гуашь. Продолжать знакомить с натюрмортом. Формировать навыки рисования с натуры. Соблюдение пропорции, конструкции, цветовое решение. |
2 |
Дидактический материал по теме: «Знакомство с натюрмортом». Рассматривание ваз и цветов. Книжки раскраски: «Цветы». Стихотворение: «Натюрморт» с использованием мнемотехники. |
||
«Дюймовочка» |
Техника: акварельная размывка и восковой мелок. Формировать умение продумывать содержание рисунка. Построение композиции, передача содержания сказки, прорисовка деталей, выделение главного объекта цветом. |
1 |
Рассматривание иллюстраций к сказке Х.К. Андерсена «Дюймовочка». Чтение сказки. |
||
8 |
апрель |
«Космос» «Наша планета самая красивая» «Планеты солнечной системы» |
Техника: гуашь. Развивать пространственное мышление. Передача цветовой гаммы,. Формировать представление о том, что в космическом пространстве ракеты могут двигаться в любом направлении. Навыки рисования по фону. Коллективная работа – коллаж. |
3 |
Демонстрационный материал по теме: «Космос». Детская энциклопедия: «Земля и человек». Чтение произведений о космонавтах. Мнемотехника: «Открытка + слово» - сюжет: «Весна – космос - Гагарин». Иллюстрации к книге: «Тайна третьей планеты». Настольно – печатная игра: «Солнечная система». |
«Весенний пейзаж» |
Техника: акварельная размывка и восковой мелок. Продолжать знакомство с пейзажной живописью. Формировать навыки акварельной размывки по мокрому листу. Умение строить композицию, прорисовывать деревья и их отражение в воде. |
1 |
Демонстрационный материал по теме: «Знакомство с пейзажной живописью». Дидактическая игра на прогулке: «Найди отражение». Рассматривание Д.М. : «Деревья». Демонстрационный материал: «Графика». Рассматривание и составление рассказа по картине: «Большая вода». |
||
«Мосты и решетки» |
Техника: графит. Продолжать знакомство с графикой. Формировать умение копировать изображение. Развитие зрительного внимания, координация руки и глаз. |
1 |
Демонстративный материал по теме: «Графика». Рассматривание иллюстраций и фотографий с видами мостов и решеток. |
||
«Животные разных стран » |
Техника: акварельная размывка и восковой мелок. Знакомство с анималистической живописью. Прорисовка животных восковым мелком. Соблюдение пропорций тела, характерных особенностей окраски и строения травоядных и хищных животных. |
1 |
Демонстрационный материал по теме: «Животные жарких стран». Дидактическая игра: «Кто где живёт». Книжки – раскраски: «Животные». Иллюстрации к книге: «Почему они так окрашены?». Творческая игра: «Зоопарк». Фотоальбом: «Зоопарк». |
||
«Декоративные цветы» |
Техника: гуашь. Продолжать знакомство с декоративной живописью и дизайном. Развивать фантазию, выдумку. Учить использовать полученные знания и навыки в творческой работе. |
1 |
Демонстративный материал по теме: «Декоративная роспись». Рассматривание различных видов тканей с изображением стилистических цветов. Дидактическая игра: «Подбери узор». |
||
«Пасхальное яйцо» |
Техника: гуашь. Прививать интерес к историческим традициям православной культуры России. Закреплять навыки декоративной росписи на форме. Закрепление умений рисовать тонкой кистью, развитие мелкой моторики пальцев. |
1 |
Демонстрационный материал по теме: «Декоративная роспись». Просмотр иллюстраций: «Пасхальные яйца Фаберже». Дидактическая игра: «Составь узор». |
||
9 |
Май |
«Мой любимый детский сад» |
Техника: акварель и восковой мелок. Закрепление навыков построения конструкции детского сада. Рисование по памяти. Заливка акварелью по желанию и выбору сезона (зима, весна, лето, осень). Рисование на формате А-3. |
1 |
Рассматривание здания детского сада на прогулке. Дидактическая игра: «Построй здание». Конструктивная деятельность из мелкого строительного материала. Рассматривание фотографий с изображением детского сада в разные сезоны природы. |
«Пейзаж» «Бабочка» |
Техника: гуашь, монотипия, диотипия. Продолжать знакомить с различными способами рисования. Работа над цветовой гаммой, контрастность, тёплые и холодные тона. Сочетание цветов. |
2 |
Демонстрационный материал: «Бабочки». Игра на развитие зрительного внимания: «Найди спрятанных животных на картине». Дидактическая игра: «Тёплое и холодное». Книжки – раскраски: «Бабочки». |
||
«Рыбы» |
Техника: акварель и восковой мелок. Продолжать знакомить с различными способами рисования – петелька. Навыки прорисовки деталей строения рыб. Передача цветовой гаммы раскраски. |
1 |
Демонстрационный материал: «Рыбы». Книжки – раскраски: «Кто живёт в океане?». Рассматривание аквариумных рыбок. Фотоальбом с аквариумными рыбками. Экскурсия выходного дня с родителями в океанариум. |
||
«Морской пейзаж» |
Техника: акварельная размывка. Знакомство с морским пейзажем. Закрепление техники акварельной размывки. Формировать представление о линии горизонта. |
1 |
Демонстрационный материал: «Морской пейзаж». Рассматривание картин художника – морениста Айвазовского. |
||
«Волшебная клякса» |
Техника: кляксография. Продолжать знакомство с различными способами рисования. Размывка тушью по мокрому листу. |
1 |
Рассматривание альбома с работами, выполненными в технике «Кляксография». Демонстрационный материал по теме: «Монохром». |
||
«Весна» |
Техника: акварельная размывка. Закрепление навыков и умений рисования акварелью. |
1 |
Демонстрационный материал по теме: «Пейзажная живопись». |
||
«Мой любимый уголок г. Санкт - Петербурга» |
Техника: акварельная размывка и восковой мелок. Создание творческих работ, закрепление технических навыков. |
1 |
Демонстрационный материал: «Городской пейзаж». Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей Санкт – Петербурга. |