Мнемотехника. Как разучить с детьми стихотворение

Хотите быстро и интересно учить с ребенком стихи? Ведь не секрет, что некоторые дети с трудом это делают. А ПОЧЕМУ? А потому, что не очень развит слуховой канал восприятия. А если превратить заучивание стихотворения в занимательную игру с картинками - все

Мнемотехника. Стихи.


Коллеги и родители!
Все не сложно, если понять суть происходящего.
Даже если вы совсем не умеете рисовать, это не страшно!
Вам предлагаются рабочие рисунки,
которые мы зарисовали вместе с детьми в ходе обсуждения.

1. прочитать с детьми стихотворение. 
 Стихотворение С. Михалкова
«Скверная история»:


Движеньем полон город —
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
И там, где днем трамваи
Звенят со всех сторон,
Нельзя ходить, зевая,
Нельзя считать ворон.
Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя —
Хвастун и озорник.
Волнуются шоферы,
Во все гудки гудят,
Колеса и машины
Остановить хотят.
Свернул водитель круто,
Вспотел, как никогда.
Еще одна минута
Случилась бы беда!
И взрослые, и дети
Едва сдержали крик:
Чуть не убит был Петя
Хвастун и озорник...

2. После того, как вы прочитали стихотворение, обсудите его.

А теперь - самое интересное!


мнемостихотворрение

Смотрите на первую строчку: движеньем полон город...


3. Кодировка слов:


слово "движением" - вопрос к детям: Где мы можем увидеть движение?
Ответы: едет машина, летит птица, качается дерево от ветра и т.д.
что рисуем? - дерево качается + стрелка.

слово "полон" - что бывает полным?
Ответы: ведро с песком, кувшин с водой, мешок с конфетами и т.д.
рисуем - мешок с конфетами.

слово "город" - определение понятия город в данном случае зарисован со знаком "отрицания"
- перечеркнутой картинкой. Два здания: городской дом и деревенский дом.
Деревенский дом зачеркнут.

вторая строчка: бегут машины в ряд...
слово "бегут" - схематические ножки - палочки
(без обсуждения, так как этот знак шаблонный).

слово "машины" - нарисованы машины.

слова "в ряд" - нарисована буква "В" синего цвета. Что может стоять в ряд?
Ответы: дети на физкультуре, книги на полке, игрушки на ковре, столбы на дороге и т.д.
рисуем - столбы на дороге.

третья строчка: цветные светофоры....
рисуем цветные светофоры.

четвертая строчка: и день, и ночь горят...
рисуем солнце - символ дня, месяц - символ ночи. 
Проставляем буквы "И" красного цвета.

 вопрос к детям: что горит?
Ответы: огонь, лампа, фонарик, спички, свеча и т.д.
рисуем - свечу.

Это сложно!

пятая строчка: и там, где днем трамваи....

слова "и там, где"
Как объяснить детям? - Слово "там" , как вы понимаете? И тишина!...

Необходимо помочь детям. Объяснения взрослого: - Покажите, где у нас стоят кубики? 
Дети показывают пальцем в сторону полки с кубиками. Какое движение вы сделали?
Ответы детей: показали пальцем.

Взрослый: - А как сказать словами?
Ответы детей: - там, где на полке лежат игры. Там, где рядом стоят столы.
Там, где на стене висит картина. (Ориентирование в пространстве).

Взрослый обращает внимание на словосочетание: " там, где" и говорит,
что эти два слова "друзья" и они часто стоят вместе.
И мы запомним их, как слова, но слово "где" это вопрос.

Рисуем знак вопроса и пишем два слова: "там, где". (гласные - красные, согласные - синие)

слова:" днем трамваи"
рисуем солнце - символ дня и трамвай.

слова "звенят со свех сторон"...

вопрос к детям: что умеет звенеть?
Ответы детей: звонок, звонок на велосипеде, колокольчики и т.д. 
Рисуем колокольчики.

слова " со всех сторон"... - это сложно!
слово "со всех" - вопрос к детям: что у нас с вами со всех сторон?
Ответы детей: воздух, группа, игрушки и т.д.
А когда мы водим хоровод в день рождения, кто со всех сторон у новорожденного? - Дети!
рисуем человечка из палочек и стелку вокруг него. (шаблонная схема)

слова:"нельзя ходить зевая"...
вопрос к детям: - что нельзя делать никогда? 
Ответы детей: брать чужие игрушки, трогать спички,
трогать электрическую розетку, вещи взрослых и т.д.
рисуем спички и перечеркиваем картинку  (знак отрицания).

вторая часть стихотворения

далее...

слова:"ходить зевая".... "ходить" - ножки из палочек (шаблонный рисунок),
"зевая" вопрос к детям: - когда вы зеваете?
Ответ: когда хотим спать!
рисуем кроватку. Слова"как никогда" - запоминаем на слух.

слова: "нельзя считать ворон"... "нельзя" - 
рисуем цветы на клумбе и перечеркиваем рисунок (нельзя рвать цветы с клумбы).

слова:"считать ворон" вопрос к детям: - что можно считать?
Ответы детей: деньги, игрушки, палочки и т.д. Что помогает нам считать? - Цифры.
рисуем цифры и ворону, слово "кар".

слова: "но кто при красном свете"....
Объяснения взрослого: слова "но кто" - тоже друзья, запоминаем их словами.
Слово "кто" - это вопрос, ставим знак вопроса.
(гласные - красные, согласные - синие).

слова:"красном свете" - рисуем светофор с красным сигналом.

слово: "шагает" - рисуем ножки (шаблонный знак).

слово:" напрямик" - рисуем две стрелки: одна - волнистая, другая - прямая.
Волнистую линию зачеркиваем (знак отрицания).

слова:"а это мальчик Петя"...
рисуем слова "а это" (гласные красные, согласные синие),
лицо мальчика и рядом бантик, который зачеркивается, потому, что мальчики не носят бантики.

слова:"хвастун и озорник"...вопрос к детям: кто такой хвастун?
Ответы детей: тот, кто хвастается. вопрос взрослого: а чем можно хвастаться?
Ответы детей: новой игрушкой, красивым платьем, прической, туфлями и т.д.
рисуем платье.

слова " и озорник" - вопрос взрослого: Кто такой озорник? 
Ответы детей: - это тот, кто балуется.
Кто брызгается водой, кидается песком, стреляет из рогатки в птиц и т.д.
рисуем рогатку.

слова:"волнуются шоферы"...вопрос к детям: Что умеет волноваться?
Ответы детей: мама за ребенка, море, волны,  и т.д.
рисуем волны.

слово:"шоферы" - вопрос к детям: за что держится водитель в автомобиле?
рисуем руль от автомобиля.

слова:"во все гудки гудят"...
рисуем слово "ВО" Ии шарики в кругу - (шаблонная картинка слова "ВСЕ",
объяснение - все шариеи, ни один не выкатился).

слова:"гудки гудят"- вопрос к детям: у какого транспорта громкий гудок?
Ответы детей: у поезда, электрички.
Вопрос: за что дергает машинист в поезде, чтобы загудеть?
Ответ: за ручку.
рисуем паровоз и ручку.

слова:"колеса, и машины " ...
рисуем: колеса и машины.

слова:"остановить хотят"... -
рисуем светофор и знак "СТОП".

слова:"свернул водитель круто... (шаблонный знак стрелка под углом 45 градусов)
слово:"водитель" - рисуем руль.
слово:"круто" - рисуем крутой склон вулкана.

слова:"вспотел, как никогда".... - вопрос к детям: когда вы потеете, то что нужно поменять?
Ответ детей: -майку!
рисуем майку.(можно вспомнить объяснения слова"как"  в предыдущем варианте,
слово "никогда" - нарисовать то, чего никогда не бывает, например: кошку с рогами),

слова:"еще одна минута"....
рисуем слово "ЕЩЕ", цифру "1", и часы.

слова:"случилась бы беда"...
слова:"случилась бы" - запоминаем на слух.
рисуем стрелку - ( схематичаская стрелка, указывает на смайлик).

слово:"беда" - (смайлик со слезками).
рисуем смайлик со слезками.

слова:"и взрослые, и дети"...
рисуем человечков из палочек -(шаблонное изображение).

слова:"едва сдержали крик"....
рисуем шаблонный рисунок - открытый рот и перечеркиваем картинку.

слова:"чуть не убит был Петя"... - запоминаем на слух.
рисуем могилу и перечеркиваем картинку.

слова:"хвастун и озорник"...
рисуем воздушный шарик и рогатку (вспоминаем предыдущие объяснения этих слов).

Ура! Мы закончили!
Это длинное и трудное стихотворение, но его дети средней группы № 8 - выучили!
Вы, наверное, заметили, что конец стихотворения зарисован менее подробно
- это можно объяснить тем, что часть текста повторяется. А еще - нам не хватило бумаги!
Вы, наверное, это заметили!
Но - это и ценно! Вы видите рабочий материал. 

4. Совет: если Вам захотелось попробовать, начните с нескольких строчек (оптимально - 4 строчки).

Такой объем информации, как в стихотворении про Петю, освоен детьми за несколько дней.
Дети владеют навыками кодировки уже второй год. 
Начали мы таким способом заучивать стихи в младшей группе.
Подумайте, порассуждайте сами - какое количество информации "переварили" дети в процессе?
Вот, что ценно!
Примечание: на некоторые вопросы дети отвечали без акцента на
одушевленное или неодушевленое существительное.
В более старшем возрасте детям необходимо уточнять вопросы (что, кто) и их ответы.

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

Богданова Ольга Владимировна

Автор: Богданова Ольга Владимировна

Работает воспитателем детского сада.
Стаж работы более 30 лет, высшая квалификационная категория.