Про воробья - стихотворение - мнемотехника
Стихотворение про птицу воробья и весну.
ВОРОБЕЙ
Воробей с берёзы на дорожку - прыг,
Больше нет мороза! ЧИК - ЧИРИК!
Вот бежит в канавке быстрый ручеёк,
И не мёрзнут лапки! СКОК, СКОК, СКОК!
Высохнут овражки, прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки - ЧИК - ЧИРИК!
КОДИРОВКА СТИХОТВОРЕНИЯ
1. Воробей с берёзы на дорожку - прыг - воробей, "С", берёза, "НА" , дорожка, слово "ПРЫГ" -дуга со стрелкой - обозначает прыжок.
2. Больше нет мороза - слово "БОЛЬШЕ" - две ёлочки, одна маленькая, перечеркнута - знак отрицания, другая большая - рассуждения левая ёлка меньше правой, а правая боль ше левой; слово "НЕТ" - две банки: одна пустая, а другая с шариками, банка с шариками перечеркнута - рассуждения в банке были шарики а теперь их нет; "МОРОЗА" - холодильник и снежинки - рассуждения: в холодильнике всегда есть мороз.
3. ЧИК - ЧИРИК - запоминается зрительно и на слух - песенка воробья.
4. Вот бежит в канавке - слово "ВОТ" - запоминается на слух; "БЕЖИТ" - схематические ножки из палочек, бегут; "В КАНАВКЕ" - песок, детские игрушки, "В", канавка из песка - рассуждения: дети играют в песок, копают канавку.
5. Быстрый ручеёк - слово "БЫСТРЫЙ" - самолёт - рассуждения летит быстро, самый быстрый транспорт; "РУЧЕЁК" - ручеёк и бумажный кораблик.
6. И не мёрзнут лапки - "И" , "НЕ МЁРЗНУТ" - снежинки зачеркнуты - знак отрицания, "ЛАПКИ" - птичьи лапки.
7. СКОК, СКОК, СКОК - три дуговых стрелки обозначают три прыжка.
8. Высохнут овражки - слово "ВЫСОХНУТ" - бельё на веревке, "ОВРАЖКИ" - мост через овраг с водой - рассуждения: большая канава, в которой бывает вода после дождя или таяния снега, которую не перейти без моста.
9. ПРЫГ, ПРЫГ, ПРЫГ - три дуговых стрелки обозначают три прыжка, но другого цвета, чем слова "Скок" - в этом различие значений слов.
10. Вылезли букашки - разные букашки.
11. ЧИК - ЧИРИК - песенка воробья, запоминается зрительно и на слух.
СТИХОТВОРЕНИЕ ПРО ВОРОБЬЯ
Стихотворение разучено с детьми младшей группы в ходе проектной деятельности: "1 АПРЕЛЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПТИЦ".
Дети младшей группы с интересом включились в процесс разучивания стихотворения с помощью мнемотехники.Стихотворение не длинное, но в нём есть некоторые слова, например:"ЧИК - ЧИРИК" - которые дети запоминали на слух с опорой на изображение букв (написанных слов). Этот способ запоминания позволяет непроизвольно, незаметно для детей научить их запоминать буквы и слова, используя зрительный канал восприятия.
Воробей.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков,
Я на ЮГ не улетаю -
Под карнизом обитаю!
ЧИК - ЧИРИК!
Не робей!
Я бывалый воробей!
КОДИРОВКА СТИХОТВОРЕНИЯ:
1. Я весь день ловлю жуков -"Я" - местоимение "я"; слово "ВЕСЬ" - чашка , последняя капля - рассуждение: весь чай выпили до последней капли; "ДЕНЬ" - солнце и месяц, месяц перечёркнут, знак отрицания - рассуждение: днём светит солнце, а месяц бывает ночью; "ЛОВЛЮ" - собака ловит кошку; "ЖУКОВ" - жуки.
2. Ем букашек, червяков - "ЕМ" - слово "ЕМ", тарелка с супом, ложка, вилка; "БУКАШЕК, ЧЕРВЯКОВ" - букашки, червяки.
3. Я на юг не улетаю - "Я" - местоимение"я"; "НА ЮГ" - слово "НА", слово "ЮГ" - море, пальмы, солнце, пляж; "НЕ УЛЕТАЮ" -гнездо с птенцами - рассуждение: мой дом здесь.
4. Под карнизом обитаю - карниз , под карниз залетают птицы, видны головы птенцов - рассуждения: у птиц тут дом, гнездо, птенцы, они там живут = обитают.
5. "ЧИК - ЧИРИК" - запоминается зрительно и на слух - рассуждение: записали буквами песенку воробья.
6. Не робей - лесенка, на которую страшно влезть, но очень хочется дети говорят: "не робей!" - "каска пожарного и шланг с водой" - рассуждения: пожарные смелые, сильные, робких не берут работать пожарными.
7. Я бывалый воробей - воробей и палка пожилого человека - рассуждения: слово "БЫВАЛЫЙ" - много знает, много видел, долго живет на свете - пожилой, мудрый и т.д.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!