Технология проектирования в детском саду

Технология проектирования в детском саду. Из опыта работы.

Технология проектирования в детском саду.

 

Проект – брошенный вперёд план (лат.)


Метод проекта – способ организации самостоятельной деятельности детей по достижению определённого результата.


Проектная деятельность – совместная познавательная, творческая или игровая деятельность дошкольников, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности.

 

Типы проектов

 

 

1.   Информационный проект.

Цель: собрать информацию о каком – либо объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников проекта. Проанализировать и обобщить полученные факты. Итогами  проекта могут стать: рисунки детей – выставка; альбом с фотографиями; коллаж; рассказ; алгоритм; мнемотаблица; экскурсия и т. д.  Итоговый продукт деятельности зависит от тематики проекта.


2.   Поисково – исследовательский проект.

Требует четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предметов исследования. Продуманных методов обработки результатов исследования: альбом с зарисовками, коллаж, газета, дизайнерские работы детей, модели, экспериментирование, постановка опытов, поделки и т.д.


3.   Ролево – игровой проект.

Проект с элементами творческих игр. Используется метод вхождения в образ персонажа сказки, рассказа. Метод эмпатии. Дети по своему решают поставленные проблемы. Например: день игры; неделя игры;  используются сценарии с  ролевыми играми, игротренинги; алгоритмы сюжетных игр; сценарии игр – путешествий и т.д.


4.   Творческий проект.

Не имеет детально проработанной структуры. Проект основан на совместной творческой деятельности участников проекта. Деятельность намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта. Результатом может стать: поставленная сказка; праздник; оформление интерьера; творческая выставка и т.д.


Структура проекта

ПРОЕКТ: «название проекта». Определяется в соответствии с темой.

АВТОРЫ  ПРОЕКТА: ФИО воспитателей детского сада;

ДЕТИ: № группы возраст детей, количество, гендерный состав группы.

 ЦЕЛЬ  и ТИП проекта.


 ЗАДАЧИ проекта (формулируются согласно цели проекта).


Этапы проекта:

1 этап:

1.   Выбор темы.

2.   Постановка цели.  

3.   Согласие группы, выявление активной позиции детей (да, нет).

4.   Определение сроков выполнения проекта.


2 этап:

1.   Разделение на группы.

2.   Включение дополнительных сил для осуществления проекта, выявление интересов  и  возможностей взрослых для решения поставленной задачи (работа с родителями).

3.   Определение источников информации.

4.   Организация деятельности детей.  (Планирование видов деятельности, выяснение приоритетных желаний детей).

5.   Информирование родителей: информация на стенде, подключение к выбору источников информации. (Книги,  плакаты, игровые атрибуты и т. д.)

6.   Деятельность детей: совместная, индивидуальная.

7.   Направление деятельности в соответствии с типом проекта (игровая, творческая, продуктивная, поисковая, экспериментаторская и т.д.)

8.   Выявление группы родителей для оформления продуктов деятельности детей

(работа на компьютере: сканер, печать фотографий).

9.   Формирование  развивающей среды в группе вместе с детьми.


3 этап: 

Деятельность педагога:

Планируется работа с учетом направлений развития детей:
- Социально – личностное развитие;

- Познавательно – речевое развитие;

- Художественно – эстетическое развитие;

- Физическое развитие.

1.   Выполнение запланированной деятельности детей, использование различных методик и технологий.

2.   Формирование специфических знаний  об объекте:  (явлении, действии, продукте деятельности и т.д.)

3.   Интегративная деятельность. Включение в совместную деятельность дополнительных сил: сотрудники дошкольного учреждения, родители, профильные специалисты.


4 этап: 

Анализ результата проектной деятельности, подведение итогов.

Оценка проекта в целом:
1. Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?

2. Что можно (нужно) изменить в следующий раз?

3. Что не удалось и почему?


Обсуждение проекта с детьми:
1. Узнали ли вы что – либо, чего не знали раньше?

2. Что вас удивило?

3. Какие эмоциональные переживания вам запомнились?

4. Какая деятельность вам понравилась больше всего?

5. Что бы вы хотели изменить?


Анализ развития ребенка в ходе проектной деятельности (мониторинг):

Показатели мониторинга.

1). Владение способами познавательной деятельности.

2). Умение использовать различные источники информации.

3). Коммуникативные и адаптивные  умения работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям.

4). Самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план.


Критерии бинарные: + или - ( + владеет, умеет, пользуется, проявляет интерес), (- не владеет, не умеет, не пользуется, интереса к проектной деятельности нет).


Таблица.

Фамилия имя ребёнка

1

2

3

4

БАЛЛЫ

1

В………..  П………

+

+

+

+

4

2

Д…………. Г………

-

-

-

-

0

3

К……………..  И………

+

-

-

+

2


«Процент успеха» высчитывается по формуле:  100% / В * С = D


ГДЕ:

А – КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ В ГРУППЕ.

В – МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:  А* 4.

С – ФАКТИЧЕСКОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ.

D – ПРОЦЕНТ УСПЕХА.

ПРИМЕР:

А – 20 детей.

В – 20 * 4= 80

С –  36 баллов.

 100% / 80 * 36 = 45% - процент успеха в проектной деятельности.


Желаю интересных проектов!

Богданова Ольга Владимировна

Автор: Богданова Ольга Владимировна

Работает воспитателем детского сада.
Стаж работы более 30 лет, высшая квалификационная категория.