Технология проектирования в детском саду
Технология проектирования в детском саду.
Проект – брошенный вперёд план (лат.)
Метод проекта – способ организации самостоятельной деятельности детей по достижению определённого результата.
Проектная деятельность – совместная познавательная, творческая или игровая деятельность дошкольников, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности.
Типы проектов
1. Информационный проект.
Цель: собрать информацию о каком – либо объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников проекта. Проанализировать и обобщить полученные факты. Итогами проекта могут стать: рисунки детей – выставка; альбом с фотографиями; коллаж; рассказ; алгоритм; мнемотаблица; экскурсия и т. д. Итоговый продукт деятельности зависит от тематики проекта.
2. Поисково – исследовательский проект.
Требует четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предметов исследования. Продуманных методов обработки результатов исследования: альбом с зарисовками, коллаж, газета, дизайнерские работы детей, модели, экспериментирование, постановка опытов, поделки и т.д.
3. Ролево – игровой проект.
Проект с элементами творческих игр. Используется метод вхождения в образ персонажа сказки, рассказа. Метод эмпатии. Дети по своему решают поставленные проблемы. Например: день игры; неделя игры; используются сценарии с ролевыми играми, игротренинги; алгоритмы сюжетных игр; сценарии игр – путешествий и т.д.
4. Творческий проект.
Не имеет детально проработанной структуры. Проект основан на совместной творческой деятельности участников проекта. Деятельность намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта. Результатом может стать: поставленная сказка; праздник; оформление интерьера; творческая выставка и т.д.
Структура проекта
ПРОЕКТ: «название проекта». Определяется в соответствии с темой.
АВТОРЫ ПРОЕКТА: ФИО воспитателей детского сада;
ДЕТИ: № группы возраст детей, количество, гендерный состав группы.
ЦЕЛЬ и ТИП проекта.
ЗАДАЧИ проекта (формулируются согласно цели проекта).
Этапы проекта:
1 этап:
1. Выбор темы.
2. Постановка цели.
3. Согласие группы, выявление активной позиции детей (да, нет).
4. Определение сроков выполнения проекта.
2 этап:
1. Разделение на группы.
2. Включение дополнительных сил для осуществления проекта, выявление интересов и возможностей взрослых для решения поставленной задачи (работа с родителями).
3. Определение источников информации.
4. Организация деятельности детей. (Планирование видов деятельности, выяснение приоритетных желаний детей).
5. Информирование родителей: информация на стенде, подключение к выбору источников информации. (Книги, плакаты, игровые атрибуты и т. д.)
6. Деятельность детей: совместная, индивидуальная.
7. Направление деятельности в соответствии с типом проекта (игровая, творческая, продуктивная, поисковая, экспериментаторская и т.д.)
8. Выявление группы родителей для оформления продуктов деятельности детей
(работа на компьютере: сканер, печать фотографий).
9. Формирование развивающей среды в группе вместе с детьми.
3 этап:
Деятельность педагога:
Планируется работа с учетом направлений развития детей:
- Социально – личностное развитие;
- Познавательно – речевое развитие;
- Художественно – эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
1. Выполнение запланированной деятельности детей, использование различных методик и технологий.
2. Формирование специфических знаний об объекте: (явлении, действии, продукте деятельности и т.д.)
3. Интегративная деятельность. Включение в совместную деятельность дополнительных сил: сотрудники дошкольного учреждения, родители, профильные специалисты.
4 этап:
Анализ результата проектной деятельности, подведение итогов.
Оценка проекта в целом:
1. Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?
2. Что можно (нужно) изменить в следующий раз?
3. Что не удалось и почему?
Обсуждение проекта с детьми:
1. Узнали ли вы что – либо, чего не знали раньше?
2. Что вас удивило?
3. Какие эмоциональные переживания вам запомнились?
4. Какая деятельность вам понравилась больше всего?
5. Что бы вы хотели изменить?
Анализ развития ребенка в ходе проектной деятельности (мониторинг):
Показатели мониторинга.
1). Владение способами познавательной деятельности.
2). Умение использовать различные источники информации.
3). Коммуникативные и адаптивные умения работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям.
4). Самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план.
Критерии бинарные: + или - ( + владеет, умеет, пользуется, проявляет интерес), (- не владеет, не умеет, не пользуется, интереса к проектной деятельности нет).
Таблица.
№ |
Фамилия имя ребёнка |
1 |
2 |
3 |
4 |
БАЛЛЫ |
1 |
В……….. П……… |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
2 |
Д…………. Г……… |
- |
- |
- |
- |
0 |
3 |
К…………….. И……… |
+ |
- |
- |
+ |
2 |
«Процент успеха» высчитывается по формуле: 100% / В * С = D
ГДЕ:
А – КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ В ГРУППЕ.
В – МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ: А* 4.
С – ФАКТИЧЕСКОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ.
D – ПРОЦЕНТ УСПЕХА.
ПРИМЕР:
А – 20 детей.
В – 20 * 4= 80
С – 36 баллов.
100% / 80 * 36 = 45% - процент успеха в проектной деятельности.
Желаю интересных проектов!