Развитие интегративных качеств дошкольников через проектную деятельность - Древняя Русь
«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».
В.Г.Белинский
ПРОЕКТ: «Древняя Русь».
Автор: воспитатель Иванова Анна Владимировна и дети старшей группы № 6 ГБДОУ ЦРР детского сада № 33
Актуальность:
«Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Наши современники педагоги, психологи, философы занимались и занимаются проблемами нравственности. Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания: формирование культуры поведения – С.В. Петерина; формирование гуманных отношений - Виноградова А.М., Воробьева М.В., Буре Р.С., и др.; воспитание нравственно – волевых качеств – Суровцева А.Р., Демурова Е.Ю., Буре Р.С., Стародубова Н.А. и др».
Концептуальные основы педагогики.
ЦЕЛЬ: Расширение кругозора. Развитие интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
- Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (Ведущая роль педагога).
- Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (Вместе с педагогом).
- Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности.
Итоговая работа проекта - коллаж
Проект: «Древняя Русь»
Этапы проекта |
Содержание |
Результат |
||||
|
Постановка цели: «Хотите ли вы узнать: как люди жили в прошлом – в Древней Руси?» Развитие интегративного качества: «любознательный, активный» - расширение кругозора детей. |
Согласие детей. |
||||
|
«Древняя Русь» - из каких источников мы можем получить информацию. Развитие интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и детьми» - формирование навыков получения и обработки информации. |
Разделение на группы. Информация для родителей. Выполнение творческих работ. |
||||
|
Деятельность педагога: организация деятельности детей (НОД, подгрупповой, индивидуальной), организация совместной деятельности, изготовление дидактических игр, работа с семьей. Создание развивающей среды для развитие интегративного качества «Способный решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту» |
Проявление интереса детей к данной теме. Систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей. Углубленное приобщение к истории своей страны, ее культуре, быту, народному искусству. |
||||
|
Оснащение группы материалом и творческими работами по данной теме. |
Желание родителей помогать детям, познавать окружающий мир. Создание творческих работ. Совместный досуг родителей и детей по теме. Коллаж :«Древняя Русь». |
||||
Разделы |
Тема |
Вид совместной деятельности |
Предполагаемая самостоятельная деятельность детей |
Материалы и оборудование |
Совместная деятельность с семьей |
|
Социально-личностное развитие |
||||||
Образовательная область «Социализация» |
||||||
Игровая деятельность Интегративное качество «любознательный, активный»: - использует различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.) Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»: - умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра |
«Древние-русские предметы обихода» |
Рассматривание предметов утвари, которые использовались на Руси (прялка, глиняные горшки, чугунки, полотенца, ухват, деревянная посуда и т.п.) Проигрывание в д/ игру «Что лишнее?» (Игра по теме «Древняя Русь») Цель: знать, называть предметы и соотносить их с определенным периодом времени. |
д/ игра «Что лишнее» (игра по теме «Древняя Русь») Цель: Соотносить современное и прошлое время. |
Внесение в группу предметов утвари, которые использовали на Руси, д/игры «Что лишнее?» (Игра по теме «Древняя Русь») |
Принести из дома старинные предметы утвари, которыми пользовались на Руси Повторить дома с детьми: предметы утвари, одежды, оружия, орудия труда, мебели, постройки и т.д. |
|
Общение со сверстниками и взрослыми Интегративное качество «любознательный, активный» -Проявляет устойчивый интерес различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре Интегративное качество «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» - проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять. |
Строение «Храм-Крепость» |
Рассматривание иллюстраций с видами крепостей, изучение их строения. Конструирование крепости из большого строителя.(При благоприятной зимней погоде, строительство крепости из снега) Развитие умения обсуждать будущий проект постройки, понимать замысел постройки, работу в коллективе. |
Конструирование крепостей из различного вида конструкторов и строителей, привлекая к действиям своих товарищей. Подвижная игра «Оборона крепости» Цель: развивать умение метать в даль, ловкость, внимание, быстроту реакции, координацию движений. |
Внесение в группу иллюстративного материала с видами «Храмов-крепостей», разные виды конструктора и строительного материала |
Подбор для детей иллюстративного материала по теме: «Крепость-храм». |
|
Формирование гендерной принадлежности Интегративное качество «Любознательный, активный»: - проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструирование, изобразительной деятельности, игре. Интегративное качество «эмоционально отзывчивый»: Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству. |
«Одежда женщин и мужчин в Древней Руси» |
Рассматривание, обсуждение и сравнение иллюстраций с видами одежды мужчин и женщин Древней Руси. Изготовление поделок : кокошник для барышни, узорные сарафан и рубаха, сапоги да туфли (аппликация, рисование и лепка)Цель: отражать в узоре русские народные мотивы. |
Самостоятельное рассматривание иллюстраций с видами одежды мужчин и женщин. Раскрашивание картинок славян народных костюмах . Д/игра «Одень барышню» Цель: знать и называть разновидность одежды, учиться составлять свои комплекты одежды. Использование в играх (сюжетно-ролевых, театрализованных) национальных русских женских и мужских костюмов. |
Внесение в группу иллюстрационного материала с видами одежды мужчин и женщин древних славян. Оснащение изо-уголка раскрасками с различными костюмами славян. Приобретение кукол в национальных костюмах. Внесение в уголок «ряженья» русских национальных костюмов (сарафаны, кокошники, рубахи косоворотки, шапки, кушаки и т.п.) |
Подбор д/материала с видами костюмов. Помощь в приобретении кукол в национальных костюмах. Изготовление и пошив русских национальных костюмов. |
|
Образовательная область «Труд» Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»: - может рассказать о своем родном городе, стране, - знает, где работают родители, как важен для общества их труд |
«Ремесла» |
д/игра «Славянская семья: родство и занятия» Цель: знакомить детей с образом жизни славян, а так же их бытом и семейным укладом, какие существовали ремесла. Провести беседу, какие остались ремесла в наше время. Сюжетно/ролевая игра «Славянская семья» Цель: развивать умения переключать мышление с современного времени в прошлое; обогащение словаря старинными словами (например: чарка, кафтан, коромысло, дружинник, воевода, торговец и т.д.) Сделать сравнительную характеристику какие сохранились ремесла, какие появились новые профессии. (Дать цель поисковой деятельности: кем работают твои родители, что они делают на работе). |
Самостоятельное проигрывание в д/ игру «Славянская семья: родство и занятия» Цель: развитие фантазии и воображения, самостоятельное использование атрибутов и костюмов в игре. Рассматривание дидактического материала по старинным ремеслам и современным профессиям. |
д/игра «Славянская семья: родство и занятия». Атрибуты и костюмы для сюжетно-ролевой игры «Славянская семья» Оснащение дидактическим материалом по старинным ремеслам и профессиям. |
Помощь в оснащении сюжетно-ролевой игры атрибутами и костюмами. Составление мини- коллажа и рассказа о профессии родителей. Составление мини-коллажа по древним ремеслам. |
|
Образовательная область «Безопасность» Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»: - имеет элементарные представления о ценности здоровья - имеет представления о здоровом образе жизни |
Беседа о правилах обращения с холодным оружием (Игрушечным) Опасность игры с огнем. |
Перечислить опасности для человека при неосторожным обращением с предметами похожими на холодное оружие (Палки, проволоки, детские игрушки в виде мечей, луков со стрелами). Провести беседу как использовали огонь при защите крепости или взятии. Понять какие последствия ведет применение огня, как оружие. Перечислить какая опасность ждет людей, которые балуются с огнем, причины пожаров, и конечно, действия ребенка, если произошел пожар. Сравнить как пожары тушили в прошлом и как в современном времени. Проигрывание сюжетно-ролевой игры «Пожарники». |
Рассматривание иллюстраций по правилам обращения с огнем, правила обращения с острыми предметами. Проигрывание сюжетно-ролевой игры «Пожарные». |
Внесение в группу атрибутов для игры «пожарные». Иллюстраций по правилам обращения с огнем, правилам обращения с острыми предметами. |
Предложить родителям дома провести беседу о правилах обращения с огнем и острыми предметами. |
|
Познавательно – речевое развитие |
||||||
Образовательная область «Познание» Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту) » - умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Интегративное качество «любознательный, активный»: - использует различные источники информации, способствующие обогащению игры - проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, проектной деятельности Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: - эмоционально тонко чувствует переживания близких людей взрослых, детей, персонажей сказок и историй |
«Понятие времени» |
Развивать представление о времени (прошлое, настоящее, будущее). Понимать близкое и далекое прошлое. Создание «ленты времени» с отражением на ней основных знаменитых событий (Например: день рождения города Санкт-Петербурга, «Куликовская битва», «Война с поляками. Минин и Пожарский» и т.д. ) Изучение схемы боя «Куликовской битвы» (Понятие условных изображений), изучение особенностей условий битвы «Ледовое побоище» (Разное оснащение и экипировка воина и территориальные и погодные условия ). Обратить внимание на смелость, отвагу и любовь к своей Родине. |
Рассматривание иллюстраций современного и прошлого времени сюжетов. В доступности для рассматривания детьми «Ленты Времени». Самостоятельное рассматривание карт, понимая символы и знаки на ней. |
Внесение в группу дидактического материала «Лента времени» |
Помощь в подборе иллюстративного материала: сюжетных картинок про прошлое и настоящее |
|
Образовательная область «Коммуникация» Интегративное качество «овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и со сверстниками»: - может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым. - использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы. |
Составление рассказа по картине |
Предварительная работа: Чтение стихов, рассказов, былин (смотри ниже: Образовательная область «чтение художественной литературы») Обогащение словаря словами связанными с одеждой и амуницией богатырей. Просматривание мультфильмов («Василиса Никулишна», «Алеша Попович», «Добрыня» Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова и составление рассказа по ней |
Рассматривание иллюстраций к стихам, рассказам, былинам. Книги с картинками про русских богатырей |
Внесение в группу книг и иллюстраций |
Предложить посетить в выходной день музеи «Этнографический», «Русский» |
|
Образовательная область «Речь» |
||||||
Образовательная область «чтение художественной литературы» Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: - проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа. - понимает скрытые мотивы поведения героев произведения. - проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста |
Знакомство с понятием былина, сказание, старинная песня, сказка и небылица. |
«На Буяне, славном острове» Сборник русского фольклора. Из сборника чтение былин о героических преданиях, о русских богатырях, скороговорок, песен и небылиц. Использование отрывков: |
Самостоятельное рассматривание книг и иллюстраций к сказкам об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче. |
В несение в группу книг и иллюстраций по данной теме. |
Рекомендовать прочитать художественные произведения с элементами русского фольклора, русских былин |
|
Художественно- эстетическое развитие |
||||||
Образовательная область «художественное творчество» Интегративное качество «Любознательный, активный»: -Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре |
Символы и образы Древней Руси. |
Конструирование- поделка из бумаги «Крепости-храма», рисование «Древнерусских храмов» . Разукрашивание древних воинов, девушек, предметов утвари и т.п. Рисование: «Торговца Минина и князя Пожарского», «Узоры на полотенце», «древние храмы на Руси» |
В свободном доступе образцы, трафареты и раскраски по данной теме |
Внесение в группу иллюстрации, трафареты, образцы символов и других элементов, относящихся к Древней Руси |
Сделать поделку по теме «Древняя Русь» |
|
Образовательная область «музыка» Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками: - Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). - Может без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента. - Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки - Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям |
Разучивание русских народных песен и танцев хороводов |
Разучивание русских народных песен и танцев-хороводов: «Во поле береза стояла…», «Как пошли наши подружки…», «Светит месяц…», «Ах ты береза…». |
При желании детей включать ауди запись с песнями и мелодиями русского фольклора для самостоятельного пения и танцевального творчества |
Оснащение группы различными записями песен и мелодий русского фольклора |
Спросить дома какие музыкальные произведения они знают по данной теме. |
|
Физическое развитие |
||||||
Образовательная область «здоровье» Интегративные качество «Физически развитый, овладевший основами культурно- гигиеническими навыками»: - Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости правил гигиены в повседневной Жизни. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений. - Имеет представления о здоровом образе жизни |
Правильный образ жизни |
Беседа о необходимости спортивно-физического развития , разъяснение девиза «в здоровом теле – здоровый дух!», почему в Древней Руси было много богатырей. (Просмотр мультфильма «Василиса Микулишна». Обратить внимание какое отношение у главного героя Ставра Гардеевича к употреблению спиртного и поведению на пиру других гостей, сравнение их физических и моральных качеств) |
Самостоятельный просмотр иллюстраций посвященный здоровому образу жизни и закаливанию организма |
Внести в группу дидактического материала посвященного здоровому образу жизни и закаливанию организма |
Печатно-наглядный материал консультация «Как провести интересно и полезно с ребенком выходной день». |
|
Образовательная область «Физическая культура» Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»: - Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях |
Русские народные подвижные игры |
Проигрывание в подвижные игры «Гори, гори ясно…», «Гуси -лебеди», «Платочек», «Мак маковистый», «Жмурки с колокольчиком» с использование музыкального диска «Народные игры для детей» (авторы составители Н.Еремина, Л. Иванищенко, Е. Якубовская Т.О. Домостой) |
Самостоятельное проигрывание подвижных игр «Гори, гори ясно…», «Гуси-лебеди», «Жмурки с колокольчиком», «Платочек», «Мак маковистый» |
Внесение в группу музыкального диска с речевым сопровождением о правилах народных игр авторы составители Н.Еремина, Л. Иващенко, Е. Якубовская Т.О. Домострой |
Совместное проигрывание в игры родителей и детей под руководством воспитателя на вечерней прогулке. |
|