Социометрия - мониторинг детских взаимоотношений в детском саду
Изучение взаимоотношений детей в группе (социометрия).
Методика проведения исследования:
Индивидуально ребенку предлагается 5 одинаковых небольших игрушек.
Для работы с детьми от 4 до 5 лет.
В раздевалке разыгрывается ситуация: « Одну игрушку возьми себе, а другие положи другу в шкафчик». Ребенок самостоятельно действует.
Показатели социометрии
№ п.п |
Социометрический статус |
Критерий |
Количество выборов |
Примечание |
1 |
«Супер звезда» |
S* |
От 6 и выше |
|
2 |
«Звезда» |
*
|
5 -6 выборов |
Ребенок посещал ДОУ |
3 |
« Принимаемый» |
N |
От 3-х до 5-ти |
Ребенок ранее не посещал это ДОУ |
4 |
« Отверженный» |
О |
Менее 1 выбора |
Вновь пришедший, (адаптация) |
Примечания:
+ - Ребенок ранее посещал ДОУ
А - Адаптация
+2 - Ребенок ранее посещал другое ДОУ
При выявлении взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте от 5 до 7 лет, детям предлагаются другие ситуации:
- назови своих друзей с закрытыми глазами;
- Кого ты хотел бы пригласить в гости?
- С кем бы ты поехал в путешествие? (волевые качества)
- Кому ты доверишь свой секрет? (прочность взаимоотношений)
- Игра «Прятки».
Используется фотография ВСЕЙ группы детей. Ребёнку предлагается закрыть фишками своих друзей.
Образец таблицы.
Валеологический мониторинг
Сравнительный анализ уровня развития взаимоотношений детей в группе
(социометрия)
Группа - средняя. Дата - сентябрь 2012 г. Воспитатель - (ФИО)
Ситуация - Игрушки в шкафчик ( 4 игрушки). Возраст детей от 4 до 4,5 лет.
Количество детей - 10- чел. Критерии - знаковые (см. выше)
С/С – социометрический статус ребёнка.
№ |
Фамилия Имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 0 |
1 1 |
1 2 |
1 3 |
1 4 |
1 5 |
1 6 |
1 7 |
1 8 |
1 9 |
2 0 |
С/С Реб. |
Прим. |
1 |
Маша |
/ |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
2 |
Дима |
+ |
/ |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N |
|
3 |
Ваня |
+ |
|
/ |
+ |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N |
|
4 |
Жора |
|
|
|
/ |
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N |
|
5 |
Аня |
|
+ |
|
+ |
/ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N |
|
6 |
Саша |
+ |
|
+ |
|
|
/ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N |
|
7 |
Катя |
+ |
|
|
|
+ |
|
/ |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-N |
|
8 |
Леня |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
/ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N |
|
9 |
Коля |
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N |
|
10 |
Ира |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S* |
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ |
|
|
кол. выборов |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выявлен статус каждого ребенка:
супер звезда - Ира;
Звезда - Маша;
Группа риска - Катя - 2 выбора.
Целесообразно проводить исследование в начале и конце учебного года. По необходимости - в любое время.
УСПЕХОВ!