ТРИЗ приёмы фантазирования
ТРИЗ приёмы фантазирования.
ВООБРАЖЕНИЕ – психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти (опред.)
У младших дошкольников, как и в раннем возрасте, преобладает воссоздающее воображение, которое заключается в воссоздании образов, описываемых в сказках, рассказах взрослого. Например, ребёнок может свободно фантазировать, сочиняя сказки по образцу сказок услышанных ранее. Образцы воображения зависят от опыта и знаний ребёнка.
Как обогатить этот опыт? Тут не обойтись без развития навыков, которые помогут ребенку научиться фантазировать.
Первое, что необходимо сделать – это научить ребенка пользоваться своими знаниями. Необходимо помочь ребёнку – дошкольнику оформить свои знания так, чтобы ребёнок не путал реальность и фантазию. Фантазийные образы не должны замещать реальность окружения.
Необходимо учитывать, что основным видом деятельности дошкольника – является игра.
Есть множество игровых приемов для развития мышления ребёнка.
Например: приёмы фантазирования.
Предложите малышу понаблюдать за явлениями природы, например: за ветром. Оживить его, наделить характерными чувствами, связями. Важно задать правильные вопросы.
Спросите ребенка, как он думает, а кто у ветра друзья? Какой у ветра бывает характер? В каких сказках ветер является героем? (Например: сказка А.С.Пушкина – «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч….») Каким ветром ты хотел бы стать? Почему? Неплохо было бы подвести ребенка к сравнению, например: сильный ветер – ураган и легкий тёплый ветерок. Наличие противоречий у объекта (в данном случае – это ветер) помогает ребенку провести анализ, установить связь между ураганом и ветерком: они оба дуют, двигаются, оба природные явления. Но при этом: ураган – ломает, уничтожает, уносит, кидает, роняет, а ветерок – обдувает, щекотит, ласкает. Можно пойти дальше, и поиграть с ребенком в игру: «Хорошо – плохо» - эта игра поможет сформировать представления ребенка об урагане и ветерке. Поможет освоить многообразие функций природного явления.
На тризовском языке это звучит так: противоречие – наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность другого.
Можно с этим поспорить: ураган может успокоиться и стать легким ветерком, и наоборот. Это уже наличие определенных знаний.
Одним из приёмов фантазирования является приём эмпатии.
Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновения – в чувствование в переживание другого человека. (опред.)
Маленькому ребенку сложно перевоплотиться в другого ребенка в группе, потому, что дети ощущают себя наравне друг с другом. В дошкольном детстве необходимо воспитать чувство сопереживания, желание позаботится. Тогда, как дать адекватную оценку действиям другого ребёнка дети иногда не могут.
Однажды произошла такая ситуация: мальчик, назовем его Коля, совершил поступок – поднял девочку Катю, которая упала, отряхнул на ней одежду, обнял и погладил по голове. Причем, это все происходило на площадке во время игры, в которой Коля активно участвовал (бежал мимо в какой – то роли и что – то кричал). После этих действий он побежал дальше мимо Кати, которая успокоилась и продолжила игру.
Всё происходящее наблюдал другой мальчик, назовём его Вова. Я предложила оценить поступок Коли Вове, сказав при этом: «Ты представь себя Колей». На что Вова мне ответил: «Я не хочу быть Колей, он дерется и штаны у него некрасивые». Мальчики незадолго до этого подрались.
Оценки поступка не произошло, но произошло постижение эмоционального состояния, потому, что дальше Вова сказал: «Я хочу быть Катей».
Как же применить приём эмпатии, чтобы он четко сработал?
В своей работе с детьми я называю такую игру: «Превращалки». Дети превращаются в животных, птиц, сказочных героев, неодушевлённые предметы, растения. Эта игра помогает организовать детей, превращает режимные моменты, такие, как – одевание на прогулку – в веселую игру.
Дети превратились в кукол - музыкальная игра.
Приём эмпатии позволяет детям проявить фантазию, выдумку. Воплотить свои выдумки в действии и речи.
Другие приёмы фантазирования: оживление, уменьшение, увеличение и т.д. отлично воспринимаются детьми дошкольного возраста.
В дошкольном детстве воображение становится творческим, продуктивным.
Оно развивается вместе с теоретическим мышлением и выполняет единую функцию в познавательном процессе.
Фантазируйте вместе с детьми!