Формы трудовой деятельности с дошкольниками
Трудовая деятельность с детьми дошкольниками.
Дети дошкольного возраста с удовольствием трудятся. Даже самые маленькие дошколята умеют трудиться, не понимая смыслового значения своих действий. Они просто играют, выполняя в игре имитацию «работы» - домашний труд, выполнение «профессиональных» действий и т.д.
Но бывает и такое, когда малыши сами проявляют потребность выполнить какие – либо трудовые действия самостоятельно, без просьбы взрослого, просто, понимая, что это нужно сделать. Проговаривая и объясняя мотив своих действий.
Миша взял швабру в руки и протер пол, после того, как дети помыли руки, со словами: "Мокро и скользко, кто - нибудь , вдруг упадёт!".Мальчику 5 лет, средняя группа.
Не мешайте малышам трудиться, даже если результат такой деятельности минимален. Важен порыв, желание, проявление потребности. Если взрослый в момент труда скажет ребёнку: «Не трогай, ты испачкаешься, или ты не так делаешь, это нельзя делать маленьким детям». Да, конечно, если ребёнок проявил желание погладить утюгом, зажечь плиту, починить розетку – в такой ситуации необходимо объяснить правила безопасности, но если малыш взял швабру и пытается убрать мусор после того, как нарезал бумажек, наклеил аппликацию – тут ему мешать нельзя!
Важна оценка труда, похвала, которая станет хорошим закреплением понимания необходимости его действий!
Ведь запретив однажды – можно посеять зерно лени и в следующий раз – нарезав бумажек, у ребенка может не возникнуть потребности убрать за собой.
Сформированные в детстве потребности, умения и навыки труда помогут в дальнейшем хорошо учиться, толково организовать рабочее место, стать организатором.
В таблице представлена характеристика овладения дошкольниками начальными формами трудовой деятельности. Обращается внимание, что трудовая деятельность дошкольника формируется в процессе всех видов деятельности, а именно в игровой, продуктивной и учебной, которые находятся в тесной взаимосвязи. Каждая деятельность, в свою очередь, преимущественно формирует определенные элементы трудовой деятельности. А именно, в игре ребенок учиться воспроизводить труд взрослых и их взаимоотношения в процессе труда. Приобретает представления о необходимости труда, его общественно значимости и коллективном его характере.
Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование способствует формированию умения ставить цель, затрачивать определенные усилия, получать соответствующие результаты, которые должны сверяться с заранее поставленной целью.
В процессе учебной деятельности у ребенка формируется понимание общественной значимости труда, а также умение планировать деятельность и достигать в ней результаты. В процессе учебной деятельности происходит ознакомление с трудом взрослых, чему способствуют рассказы, экскурсии, беседы, чтение книг и рассматривание иллюстраций. В целом трудовая деятельности дошкольника имеет свои особенности.
А именно: ее тесная связь с игрой; она не имеет общественно значимого результата, а служит средством для развития личности ребенка.
ОВЛАДЕНИЕ НАЧАЛЬНЫМИ ФОРМАМИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|||
Трудовая деятельность формируется в процессе всех видов деятельности: игровой, продуктивной, учебной |
|||
СОБСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ |
|||
ИГРОВАЯ |
ПРОДУКТИВНАЯ |
УЧЕБНАЯ |
|
Воспроизводит: - труд взрослых; - отношения в труде; Приобретает представления: - о необходимости труда; - об общественной значимости труда; - о коллективном характере труда. |
Включает в себя: - затрату усилий; - получение результата. |
- понимание значимости труда; - планирование деятельности; - достижение результата; |
|
- ознакомление с трудом взрослых: |
|||
РАССКАЗЫ, БЕСЕДЫ, ЭКСКУРСИИ, ЧТЕНИЕ ХЛ, РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНОК. |
|||
Своеобразие трудовой деятельности дошкольников: |
|||
- Связано с игрой. - Не имеет общественно – значимого результата. - Служит средством для развития личности. |
|||
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ: |
|||
От 2 до 3 лет |
От 3 до 4 лет |
От 4 до 5 лет |
От 5 до 7 лет |
Совместно с взрослыми |
Труд рядом |
Общий труд |
|
Коллективный труд |
|||
Формы организации детей зависят не столько от возраста, сколько от уровня развития трудовых умений детей и содержания трудовых заданий. |
|||
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ВКЛЮЧАЕТ: |
|||
Формирование мотивов работы ( её смысл) |
Обучение способам работы |
Выработка соответствующих навыков и умений |
Обучение планированию и согласованию действий |
Овладение начальными элементами трудовых действий способствуют правильному психическому развитию ребёнка. |
Потребность трудиться - надо воспитывать. Пусть ребенок произнесет: «Я хочу», прежде, чем услышит: «Ты должен». Работа разная, какая-то хорошо удается, какая-то — нет. Поэтому надо отдать ребенку ту часть работы, которую он предпочитает. Должно быть удовлетворение потребности. Но часто необходимо лавировать между «хочется» и « надо».
Для трудовой деятельности нужна организация детей, которая различается в зависимости от возраста и от уровня развития трудовых умений и содержания трудовых заданий.
Для того, чтобы трудовая деятельность оказывала необходимое влияние на развитие личности дошкольника, необходима соответствующая организация труда и руководство им со стороны взрослого. Взрослый формирует мотивы работы (придает ей смысл), обучает способам работы, формирует соответствующие навыки и умения, обучает планированию и согласования действий в процессе труда.
Овладение начальными элементами трудовых действий способствует правильному психическому развитию ребенка и подготовки его к школьному обучению.