Особенности развития ребёнка 6 лет

Особенности развития ребенка 6 лет отличаются от развития семилетнего ребенка. Возможность успешного обучения в школе зависит от множества навыков и умений ребенка, от его уровня психофизического развития. Информируют психологи.

Особенности психофизического развития  личности  ребёнка 6 лет


РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ОБЩЕНИИ:


Виды общения:

♦- Деловое.

♦- Познавательное.

♦- Личностное  /преобладает /.

Взаимодействие:

-  Ребёнок -  учитель  

-  Ребёнок - одноклассник  

-  Ребёнок - родные

Познание взрослых, сверстников   или  Познание самого себя – (противоборство).

Происходит разрешение противоречия между:  развитием коллективистическим  направлением и эгоцентрическими тенденциями.


РАЗВИТИЕ   РЕБЁНКА  В   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Виды деятельности:

-  Игровая деятельность     

-  Учебная деятельность

-  Продуктивные виды деятельности (творческие)  


Ребенок испытывает затруднения:

♦- в переходе от внешнего плана действия к внутреннему плану;

♦ - в самоконтроле поведения и деятельности;

♦- в умении оценивать  личность другого ребенка.


ДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО:

♦- Формирует готовность и желание учиться.

♦- Организует жизнь и деятельность ребёнка .

♦ - Санитарно-гигиенические условия;

♦ - Условия для правления физической и психической активности;

♦ - Активный отдых, предохраняя от  интеллектуальных  и эмоциональных перегрузок.

♦- Способствует усвоению норм поведения.

♦- Осуществляет индивидуальный подход.

♦- Контролирует физическое и психическое развитие.


Происходит дальнейшее развитие личности ребенка, его самосознания. Самооценка в этом возрасте достаточно правильная и устойчивая. Однако, возможно ее завышение, реже занижение. Взрослому  предоставляется  возможность, объективнее оценивать результаты деятельности,  нежели поведения.


Дети 6 лет раньше осознают те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивают взрослые.


Для формирования самооценки — важна та деятельность, в которую включен ребенок и оценка его достижений взрослым.

•    Дети, выделяющие свое «Я» через деятельность - завышают свои самооценки.

•    Дети, выделяющие свое «Я» через сферу отношений — чаще занижают свою самооценку.

•    Дети,  которые любят выполнять  поручения,   помогают кому-либо, имеют  низкую самооценку. Повышают её успех в деятельности.

•    Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят  перед собой более высокие цели.


Всё же 6-летний первоклассник по уровню психического развития остаётся дошкольником. Он сохраняет особенности наглядно-образного мышления; у него преобладает непроизвольная память; особенности внимания присущие дошкольному возрасту.


Особенности личности 6-летних детей создают дополнительные трудности в процессе обучения. Познавательные мотивы ещё не устойчивы,  зависят от ситуации, в которую попал ребёнок. Ребёнок не всегда осознаёт изменения своего социального положения.


Д.Б. Эльконин подчёркивал, что переход на следующий, более высокий этап развития детей определяется тем, насколько полно прожит предшествующий период, насколько созрели те внутренние противоречия, которые могут разрешиться путём такого перехода.

Заканчивая характеристику детей 6-ти лет, следует подчеркнуть роль взрослого в создании условий для их правильного психического развития.


ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.


От того, как ребёнок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным  периодом развития,  будет зависеть  успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.


ШКОЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

СПЕЦИАЛЬНАЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ФИЗИЧЕСКАЯ

Личностная и социально - психологическая

интеллектуальная

Эмоционально - волевая





УМЕНИЕ ЧИТАТЬ






УМЕНИЕ СЧИТАТЬ







УМЕНИЕ ПИСАТЬ

Принятие позиции школьника. Отношение:

-  к школе;

-  к учебной деятельности;

- к учителям;

- к себе самому.

Ориентировка ребёнка в окружающем, запас его знаний, усвоенных им в системе.

Способность:

- соподчинять мотивы;

- управлять своим поведением.

Состояние здоровья.



Физическое развитие.

Умение общаться:

- с взрослыми;

- со сверстниками.

Уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми.

Желание узнать новое.

Умение организовать рабочее место и поддерживать порядок на нём.

Развитие анализаторных систем.

Любознательность.

Положительное отношение к целям деятельности, понятие их.

Развитие мелких групп мышц.

Сенсорное развитие.

Стремление преодолеть трудности.

Развитие навыков основных движений (бег, прыжки и т.д.)

Развитие образных представлений.

Стремление к достижению результата своей деятельности.

Развитие речи и мышления.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ:

- учет дошкольным учреждением требований школы к ученику;

- учет школой достижений и возможностей детей дошкольников.

    

Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка. Эти успехи во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности.


Так, дети, имеющие завышенную самооценку, с трудом понимают критерии педагогических оценок.


Готовность   организма   определяется   морфологическим   и функциональным развитием. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом  важно развитие  мелких  групп   мышц  (мышц  «ловких»). Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные   группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему управлять  своим  телом,  участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.


Кроме физической готовности к школе необходима общая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.


Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию Новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности.


Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребёнку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.


Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в приобретении определённого кругозора, запасе конкретных знаний; в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний.


Хотя и доступны детям 6-ти летнего возраста логические формы мышления, но они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающиеся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.


ЛИЧНОСТНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ


Чтобы ребёнок успешно учился - он должен САМ этого хотеть!

При нежелании трудно его чему-либо научить.


НА ПОЯВЛЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ ВЛИЯЕТ:

1.  

- Отношение  близких взрослых к учению, как более важному, чем игра.

- Отношение сверстников.

- Желание сравняться по положению со старшими.

Из этого следует внутренняя позиция школьника.

Со временем она становиться содержательнее.

2.

ДЕТЕЙ ПРИВЛЕКАЕТ:

1.   Внешние атрибуты школьной жизни (портфель, пенал, карандаши, форма и т.д.)

2.   Потребность в новой обстановке, в новых впечатлениях.

3.   Желание приобрести новых друзей.

4.   Желание учиться, узнавать новое.

5.   Получать за свою учебу похвалу.


ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ И САМОМУ СЕБЕ

  

1. К  учителям:

- как к авторитетному взрослому;

- как к образцу для подражания;

- требования учителя выполнять;
- его замечания  принимать без обид;
- общаться в ситуации урока после поднятия руки: отвечать на поставленные вопросы,

задавать вопросы по делу, внимательно слушать.


2.   К другим детям:

  - уметь по деловому, общаться с одноклассниками;

  - уметь взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия со сверстниками.

   

3.   К себе самому:
- адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е.

– определённый уровень развития самооценки – адекватная самооценка.


Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребёнка определённых умений:  например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.


В целях интеллектуальной подготовки ребёнка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи и дать необходимую систему знаний об окружающем.


Родители часто много рассказывают об устройстве луноходов и прочих вещах, часто недоступных для понимания детьми. И в результате детям кажется, что они всё знают. Фактически же ни за одним из этих трудных слов у детей нет представлений  о тех вещах, о которых они говорят.


Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать зависимость между причиной и следствием явления.


В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Иначе, отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, не ориентируются в тетради. Ошибки при написании букв Р, Я, Ь. Не различают геометрическую форму, если она в другом положении. Отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо. Читают справа налево.


В дошкольный период у ребёнка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух. Иначе, ребёнок произносит вместо слова РЫБА — ЛЫБА. Будут возникать ошибки в грамотности. Ребёнок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведёт к плохому усвоению знаков препинания. Плохо будет читать стихи.


У ребёнка должна быть развита и разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретилось на прогулке, на празднике. Ребёнок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определённому плану.


Важно, чтобы ребёнок желал узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.


Все психические процессы (внимание, память, мышление, воображение) должны быть достаточно развиты. Ребёнок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе, например, написании элементов буквы. Развитие восприятия, мышления позволяет ребёнку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления. Позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности. Позволяет ребёнку рассуждать и делать выводы.

Эмоциональная готовность ребёнка к школе предполагает:

а)   радостное ожидание начала обучения в школе;

б)   достаточно тонко развитые высшие чувства;

в)   сформированные   эмоциональные   свойства   личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.).


Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учёба, режим школьной жизни. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.


К 6-ти годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы; удержание цели зависит от трудности задания и деятельности его выполнения; достижение цели определяется воспитанностью мотивов.

Исходя из этого, взрослый должен:

а)   Ставить перед ребёнком такую цель, которую он не только понял, но и принял её, сделав своей. Тогда у ребёнка появится желание в её достижении.

б)   Направлять, помогать в достижении цели.

в)   Приучать ребёнка не пасовать пред трудностями, а преодолевать их.

г)   Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.


У ребёнка должна быть сформирована организованность. Развито умение организовать рабочее место, умение своевременно начинать работу, умение  поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

ИТАК, подготовка ребенка к школе должна быть комплексная и осуществляться на протяжении всего дошкольного детства.

В этом процессе должны участвовать не только педагоги, но и родители ребёнка.

Счастливых вам шестилетних первоклассников!


Богданова Ольга Владимировна

Автор: Богданова Ольга Владимировна

Работает воспитателем детского сада.
Стаж работы более 30 лет, высшая квалификационная категория.