Вода - поисково - исследовательский проект с дошкольниками
ГБДОУ ЦРР детский сад №33 Красносельского района Санкт - Петербурга
Поисково – исследовательский проект:
«ВОДА, ВОДА – КРУГОМ ВОДА»
Скачать можно здесь - "Проект Вода".
Для детей подготовительных групп № 8 и 6
Авторы воспитатели: Иванова А.В., Богданова О.В., Горчакова Л.А., Котова Я.В.
Проведение проекта : сентябрь – декабрь 2013 года.
Пояснительная записка:
Тип проекта:
Поисково – исследовательский проект:
Требует четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предметов исследования.
Продуманных методов обработки результатов исследования: альбом с зарисовками, коллаж, газета, модели, экскурсии и походы выходного дня, экспериментирование, постановка опытов, поделки использование ИКТ и т.д.
Актуальность:
По результатам бесед с детьми выяснилось, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, как происходят превращения воды в снег, лед, снежинки; почему человек состоит из воды, как вода помогает всему живому жить и расти.
ЦЕЛЬ
Расширение кругозора детей, формирование интереса к исследовательской деятельности.
ЗАДАЧИ проекта:
Формирование навыков сбора и обработки информации, развитие умений и навыков при проведении экспериментаторской деятельности, закрепление и систематизация знаний о воде и её свойствах, уточнение представлений о зависимости жизни от воды и влияние воды на здоровый образ жизни, воспитание бережного отношения к природе к водным ресурсам.
Этапы проекта:
1 этап:
1.Организационный:
Выбор темы:
- Вода в природе.
- Вода в и здоровье.
- Вода жизни человека.
- Вода и её физические свойства.
- Вода – богатство и красота!
2. Постановка цели:
Дети двух групп(№ 6 и № 8) решили узнать много интересного о воде.
3. Согласие группы, выявление активной позиции детей (да, нет).
Решили провести эксперименты с водой, узнать о её свойствах и пользе.
4. Определение сроков выполнения проекта:
С сентября по декабрь 2013 года.
2 этап:
- Разделение на группы.
- Дети формально распределились на две группы по дислокации: группа № 6 и группа № 8.
2. Включение дополнительных сил для осуществления проекта, выявление интересов и возможностей взрослых для решения поставленной задачи (работа с родителями): Было решено, что в осуществлении проекта будут помогать родители:
Для родителей был предоставлен выбор направлений работы:
- Информационно – просветительское направление.
- Поисково – творческое направление.
- Проведение экспериментов с детьми.
- Подбор информации с использованием ИКТ (Презентации о воде).
- Определение источников информации: Книги энциклопедического содержания, просмотр фотографий об экскурсиях выходного дня с родителями, просмотр творческих работ детей и родителей по теме: «Мое веселое лето – отдых на воде».
- Организация деятельности детей.
Планирование видов деятельности, выяснение приоритетных желаний детей.
План работы с детьми:
Месяц |
Вид деятельности |
Направление деятельности |
||||
Познавательная, Поисковая |
Речевая, игровая |
Иссле-довательская, Экспери-ментатоская |
Творческая, продуктивная |
Развивающая среда |
||
Сентябрь |
НОД |
Игра: «Путешествие на корабле» |
Рисование: «Где живет капля воды» |
Атрибуты для игры Материалы для рисования Льдина с замерзшими растениями |
||
Совместная |
Эксперимент: «Тайна льдинки»* |
Эксперимент: «Тайна льдинки»* |
||||
Подгрупповая |
Тренинговые игры: «Лужа» |
Поход выходного дня за родниковой водой* |
||||
Индивидуальная |
Экскурсия в музей воды и музей: «Гранд макет России»* |
|||||
Октябрь |
НОД |
ИКТ - реки и каналы вокруг Летнего сада. Праздник: «Осень в Летнем саду»* |
Экскурсия выходного дня: «Тайны Летнего сада»* |
ИКТ – презентация Объекты для экспериментирования Книги о воде Плакаты Подборки рисунков и фотографий Альбомы - самоделки |
||
Совместная |
Поисковая: |
Эксперимент: |
||||
Подгрупповая |
Тренинговые игры: «Журчит ручеёк» |
Эксперимент «Водяные шарики»* |
Создание Альбома о ВОДЕ |
|||
Индивидуальная |
Чтение книг о воде* |
|||||
Ноябрь |
НОД |
Досуг: |
ЧХЛ чтение стихов и загадок о воде, рассматривание иллюстраций о ЗОЖ |
ИКТ – презентация Книги Плакаты Иллюстрации |
||
Совместная |
Поиск источников информации: «Как устроен человек» |
|||||
Подгрупповая |
Тренинговые игры: «Мы - рыбки» |
Экспери-ментирование: «Вода и форма» - оптический обман* |
||||
Индивидуальная |
Домашние эксперименты с родителями мини – доклады* |
|||||
Декабрь |
НОД |
Занятие: |
ИКТ – презентация Объекты для экспериментов Альбомы с зарисовками Черенки растений Схемы ухода |
|||
Совместная |
Эксперимент: «Вода и её свойства» |
|||||
Подгрупповая |
«Вода и растения» |
Тренинговые игры: |
Эксперимент: «Посадка черенков растений, правила полива» |
|||
Индивидуальная |
Изготовление снежинок для украшения группы* |
Работа с родителями отмечена в плане*
- Информирование родителей: информация на сайте, подключение к выбору источников информации.
(Книги, плакаты, игровые атрибуты и т. д.)
6. Деятельность детей: совместная, индивидуальная.
7. Направление деятельности в соответствии с типом проекта (игровая, творческая, продуктивная, поисковая, экспериментаторская и т.д.)
8. Выявление группы родителей для оформления продуктов деятельности детей.
(работа на компьютере: сканер, печать фотографий).
9. Формирование развивающей среды в группе вместе с детьми.
3 этап:
Деятельность педагога:
Планируется работа с учетом направлений развития детей:
- Социально – личностное развитие:
Вода в жизни человека.
- Познавательно – речевое развитие:
Вода в природе.
Вода и её физические свойства.
- Художественно – эстетическое развитие:
Вода – богатство и красота!
- Физическое развитие:
Вода и здоровье.
1. Выполнение запланированной деятельности детей, использование различных методик и технологий.
2. Формирование специфических знаний об объекте: (явлении, действии, продукте деятельности и т.д.)
3. Интегративная деятельность:
Включение в совместную деятельность дополнительных сил: сотрудники дошкольного учреждения, родители, профильные специалисты.
4. Использование ИКТ.
4 этап:
Анализ результата проектной деятельности, подведение итогов.
Оценка проекта в целом:
1. Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?
2. Что можно (нужно) изменить в следующий раз?
3. Что не удалось и почему?
Обсуждение проекта с детьми:
1. Узнали ли вы что – либо, чего не знали раньше?
2. Что вас удивило?
3. Какие эмоциональные переживания вам запомнились?
4. Какая деятельность вам понравилась больше всего?
5. Что бы вы хотели изменить?
Анализ проектной деятельности:
Группа № |
Оценка проекта в целом |
Обсуждение проекта с детьми Вопросы по порядку |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
6 |
1
2
3
|
|
|
|
|
|
8 |
1
2
3
|
|
|
|
|
|
Итог: Проект вышел удачным на _________________________%