Расширение кругозора Коммуникация - методы и приемы ТРИЗ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С УЧЕТОМ ФГТ.
"Ознакомление с окружающим и развитие речи дошкольников с использованием методов и приёмов ТРИЗ".
Программное содержание:
• Закрепить знания детей о деревьях, как представителях флоры на земле, их красоте и пользе.
• Продолжать учить детей различным способам построения связного текста, развивать навыки диалогической и монологической, доказательной речи в форме рассуждения, повествования.
• Учить образовывать однокоренные слова с помощью приставок, суффиксов, учить употреблять в речи слова в родительном и предложном падежах.
• Развивать у детей логическое мышление.
• Учить подбирать яркие эпитеты - прилагательные (для описания предметов).
Ход занятия:
Введение детей в тему «Деревья».
Воспитатель: Предлагает рассмотреть карту царства растений.
В царстве есть три государства, а чтобы узнать какие, надо отгадать загадки:
1) Росла на лугу, оказалась в стогу.
Дети: - Трава, это государство травы.
2) Я на дерево похож, да не дерево у него ствол один и большой, а у меня много, да маленьких.
Дети: - Куст, определяем, что это государство кустарников.
3) Весной веселит, а летом холодит, осенью питает, а зимой согревает.
Дети: - Дерево.
Воспитатель: А докажите, что это дерево.
Дети: - Весной дерево зеленеет, цветет.
- Летом - прохладно под деревом, под его тенью.
- Осенью - плодами кормит людей, животных, птиц, насекомых.
- Зимой - дровами топят печь и согреваются.
Воспитатель: Дети, все ли деревья в государстве одинаковые?
Дети: Нет, все разные.
Воспитатель: На какие виды делятся деревья?
Я предлагаю подойти к столу, рассмотреть карточки. Разложить их на виды и подобрать этим видам названия.
Дидактическая игра:
"Лиственные - Хвойные":
Дуб, кедр, тополь, осина , береза, сосна, ясень, ель.
2.
Воспитатель:
Теперь давайте дети посмотрим, о чем нам расскажет «Волшебный телевизор»
1. (Открывает первый экран).
Появляется ребус. Дети разгадайте, пожалуйста, ребус.
Дети: дуб.
Воспитатель: Да, молодцы! (открывает экран с изображением дуба).
2.Правильный ответ дает нам право открыть второй экран.
Что вы видите на экране?
Дети: Части дерева.
Воспитатель: Назовите их и опишите, пожалуйста.
Дети: Ствол - шершавый, толстый, внизу еще толще.
Ветки - растут от ствола в разные стороны, на них растут листья и желуди.
Корни - крепкие, уходят глубоко в землю, они питают дерево и держат его на земле.
Семена - ими размножаются деревья.
3.
Воспитатель: Хотите, чтобы открылся третий экран?
Дети: Да!
Воспитатель: Вслушайтесь, пожалуйста, в слова этой загадки и в звуки музыки, попробуйте узнать, о чем идет речь. (Звучит музыка «Звуки леса» и воспитатель медленно читает загадку).
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем.
Дети:
Лес.
Воспитатель: Давайте поразмышляем, так ли это.
Дети:
В дом - лес можно зайти со всех сторон. Листва зеленая.
Вверху похожа на крышу, она резная, потому, что листья разной формы.
Воспитатель: А какие чудеса можно увидеть в лесу?
Дети: Красивых птиц, разных зверюшек...
Игра: «Хорошо - плохо».
(коробка с шишками, две корзины: красная с шишками - хорошо, синяя - плохо)
Дети: Лес это хорошо - потому что, он очищает воздух.
Дети отвечают на вопросы воспитателя и определяют хорошо или плохо, делают вывод.
Вопросы:
1) Ходить в лес хорошо?
Дети:
Да, там свежий воздух, пение птиц, красота.
2) А может в лес ходить плохо?
Дети:
Может закружиться голова, можно заблудиться, может укусить змея, клещ, можно упасть...
Вместе находим ответ:
Ходить в лес хорошо, но со взрослыми, быть внимательными, если заблудишься, кричать «ау».
4.
Воспитатель:
Всегда ли, дерево дуб было таким?
(обращается воспитатель к первому экрану)
Дети: Нет, оно раньше было маленьким.
Воспитатель:
А еще раньше?
Дети: Оно было желудем.
Воспитатель:
При каких условиях прорастает желудь.
Дети: Его надо посадить, полить водой, и чтобы светило солнышко и грело его.
(Открывается 4-й экран).
Проводиться словарная работа.
Дидактическая игра: «Кто кем был».
Воспитатель: Дети:
Дуб - желудем.
Пень - деревом.
Сук - веткой.
Яблоня - семечком.
Ягода - цветком.
Береза - сережкой.
Бабочка - гусеницей.
5.
Воспитатель:
(Открывается 5-й экран).
Что вы видите на этом экране?
Дети:
Маленькое деревце, оно тоненькое, слабенькое, неокрепшее.
Воспитатель:
Как можно сберечь такое деревце?
Дети:
Огородить, подвязать, чтобы ветром не сломало, поливать и ухаживать.
6.
(Открывается 6-й экран).
Воспитатель:
Скажите ребята, если человек еще не взрослый, но уже не ребенок, как его называют?
Дети:
Подросток.
Воспитатель:
А молодой лесок, который уже подрос, но еще не превратился во взрослый лес - называется подлесок.
А если в этом леске растут преимущественно дубы, как такой лес называют?
Дети:
Дубовый, дубрава, дубовая роща.
Воспитатель: Береза, ели, кедры.
Дети: Березняк, ельник, кедрач.
(новое слово, если дети затрудняются, подсказать).
Воспитатель:
Ребята, давайте представим, что вы семена, вас посадили в землю и вырос лес, а какие в лесу деревья, покажите нам и назовите.
(Прием музыкальной графики).
Звучит музыка, дети садятся на ковер, потом потихоньку встают и изображают деревья, поочередно называя себя.
7.
Воспитатель:
Ребята, а чем может стать наш дуб?
Дети: Дуб может стать столом, стулом, мебелью, кораблем, паркетом, дровами, кора - лекарством, желуди - кофе.
Воспитатель: Правильно, ваше право открыть 7-й экран (дети открывают).
8.
Воспитатель: (Открывает 8-й экран с изображением леса).
Какой лес перед вами? Что вы видите в лесу?
Дети: Много взрослых, старых деревьев, дремучий лес.
Воспитатель:
Да, такой лес называют тайгой, Давайте представим, что мы гуляем в этом лесу.
(Дети двигаются по ковру и встречают пенек).
Воспитатель: Дети, что вы видите?
Дети: Пенек.
Воспитатель: А что было раньше.
Дети: Дерево.
Воспитатель:
А как вы думаете, в пенек превращается молодое или старое дерево?
Дети: Старое.
9. (Открывается 9-й экран).
Воспитатель: Давайте попробуем отгадать, сколько ему лет?
Воспитатель объясняет, как считают года дерева, по кольцам.
Воспитатель:
Ну вот, и экран нашего телевизора весь открылся и рассказал нам все о деревьях.
Заключение: Понравилось вам занятие? Что вы узнали нового?
И, конечно, вы поняли главное: деревья в лес у - это дом для растений, птиц, животных. Лес надо любить и беречь. Лес приносит много пользы для всех.