Расширение кругозора Коммуникация - методы и приемы ТРИЗ

Конспект интегрированного занятия по разделам: "Расширение кругозора", "Коммуникация" с использованием технологий ТРИЗ.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С УЧЕТОМ ФГТ.

"Ознакомление с окружающим и развитие речи дошкольников с использованием методов и приёмов ТРИЗ".


Программное содержание:

•    Закрепить знания детей о деревьях, как представителях флоры на земле, их красоте и пользе.

•    Продолжать учить детей различным способам построения связного текста, развивать навыки диалогической и монологической,  доказательной речи в форме рассуждения, повествования.

•    Учить образовывать однокоренные слова с помощью приставок, суффиксов, учить употреблять в речи слова в родительном и предложном падежах.

•    Развивать у детей логическое мышление.

•    Учить подбирать яркие эпитеты - прилагательные (для описания предметов).


Ход занятия:

Введение детей в тему «Деревья».

Воспитатель: Предлагает рассмотреть карту царства растений.

В царстве есть три государства, а чтобы узнать какие, надо отгадать загадки:

1)   Росла на лугу, оказалась в стогу.

Дети:   - Трава, это государство травы.

2)   Я на дерево похож, да не дерево у него ствол один и большой, а у меня много, да маленьких.

Дети:    - Куст, определяем, что это государство кустарников.

3)   Весной веселит, а летом холодит, осенью питает, а зимой согревает.

Дети:    - Дерево.

Воспитатель: А докажите, что это дерево.

Дети:    - Весной дерево зеленеет, цветет.

- Летом - прохладно под деревом, под его тенью.

- Осенью - плодами кормит людей, животных, птиц, насекомых.

- Зимой - дровами топят печь и согреваются.

Воспитатель: Дети, все ли деревья в государстве одинаковые?

Дети:    Нет, все разные.

Воспитатель: На какие виды делятся деревья?

Я предлагаю подойти к столу, рассмотреть карточки. Разложить их на виды и подобрать этим видам названия.

Дидактическая игра:

"Лиственные  -  Хвойные":

Дуб, кедр,  тополь,  осина , береза, сосна,  ясень, ель.


2.

Воспитатель:

Теперь давайте дети посмотрим, о чем нам расскажет «Волшебный телевизор»

1.   (Открывает первый экран).

Появляется ребус. Дети разгадайте, пожалуйста, ребус.

Дети:    дуб.

Воспитатель: Да, молодцы! (открывает экран с изображением дуба).

2.Правильный ответ дает нам право открыть второй экран.

Что вы видите на экране?

Дети:    Части дерева.

Воспитатель: Назовите их и опишите, пожалуйста.

Дети:    Ствол - шершавый, толстый, внизу еще толще.

Ветки - растут от ствола в разные стороны, на них растут листья и желуди.

Корни - крепкие, уходят глубоко в землю, они питают дерево и держат его на земле.

Семена - ими размножаются деревья.


3.

Воспитатель: Хотите, чтобы открылся третий экран?

Дети:    Да!

Воспитатель: Вслушайтесь, пожалуйста, в слова этой загадки и в звуки музыки, попробуйте узнать, о чем идет речь. (Звучит музыка «Звуки леса» и воспитатель медленно читает загадку).

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом -

Чудеса увидишь в нем.

Дети:   

Лес.

Воспитатель: Давайте поразмышляем, так ли это.


Дети:   

В дом - лес можно зайти со всех сторон. Листва зеленая.

Вверху похожа на крышу, она резная, потому,  что листья разной формы.

Воспитатель: А какие чудеса можно увидеть в лесу?

Дети:    Красивых птиц, разных зверюшек...

Игра: «Хорошо - плохо».

(коробка с шишками, две корзины: красная с шишками - хорошо,  синяя    - плохо)


Дети:    Лес  это хорошо - потому что, он очищает воздух.

Дети отвечают на вопросы воспитателя и определяют хорошо или плохо, делают вывод.

Вопросы:  

1) Ходить в лес хорошо?

Дети:   

Да, там свежий воздух, пение птиц, красота.

2) А может в лес ходить плохо?

Дети:   

Может закружиться голова, можно заблудиться, может укусить змея, клещ, можно упасть...


Вместе находим ответ:

Ходить в лес хорошо, но со взрослыми, быть внимательными, если заблудишься, кричать «ау».


4.

Воспитатель:

Всегда ли, дерево дуб было таким?

(обращается воспитатель к первому экрану)

Дети:    Нет, оно раньше было маленьким.

Воспитатель:

 А еще раньше?

Дети: Оно было желудем.

Воспитатель:

 При каких условиях прорастает желудь.

Дети:  Его надо посадить, полить водой, и чтобы светило солнышко и грело его.


(Открывается  4-й экран).

Проводиться словарная работа.

Дидактическая игра: «Кто кем был».

Воспитатель:   Дети:

Дуб - желудем.

Пень - деревом.

Сук - веткой.

Яблоня  - семечком.

Ягода - цветком.

Береза - сережкой.

Бабочка - гусеницей.


5.

Воспитатель:

(Открывается 5-й экран).

Что вы видите на этом экране?

Дети:   

Маленькое деревце, оно тоненькое, слабенькое, неокрепшее.

Воспитатель:

 Как можно сберечь такое деревце?

Дети:   

Огородить, подвязать, чтобы ветром не сломало, поливать и ухаживать.


6.

(Открывается 6-й экран).

Воспитатель:

 Скажите ребята, если человек еще не взрослый, но уже не ребенок, как его называют?

Дети:   

Подросток.

Воспитатель:

  А молодой лесок, который уже подрос, но еще не превратился во взрослый лес  - называется подлесок.

А если в этом леске растут преимущественно дубы, как такой лес называют?

Дети:   

Дубовый, дубрава, дубовая роща.


Воспитатель: Береза, ели, кедры.        

Дети: Березняк, ельник, кедрач.

 (новое слово, если дети затрудняются, подсказать).


Воспитатель:

Ребята, давайте представим, что вы семена, вас посадили в землю и вырос лес, а какие в лесу деревья, покажите нам и назовите.

(Прием музыкальной графики).

Звучит музыка, дети садятся на ковер, потом потихоньку встают и изображают деревья, поочередно называя себя.


7.

Воспитатель:

Ребята, а чем может стать наш дуб?

Дети:    Дуб может стать столом, стулом, мебелью, кораблем, паркетом, дровами, кора - лекарством, желуди - кофе.

Воспитатель: Правильно, ваше право открыть 7-й экран (дети открывают).


8.

Воспитатель: (Открывает 8-й экран с изображением леса).

Какой лес перед вами? Что вы видите в лесу?

Дети:    Много взрослых, старых деревьев, дремучий лес.

Воспитатель:

 Да, такой лес называют тайгой, Давайте представим, что мы гуляем в этом лесу.

(Дети двигаются по ковру и встречают пенек).

Воспитатель: Дети, что вы видите?

Дети:    Пенек.

Воспитатель: А что было раньше.

Дети:    Дерево.

Воспитатель:

А как вы думаете, в пенек превращается молодое или старое дерево?

Дети:    Старое.


9.  (Открывается 9-й экран).

Воспитатель: Давайте попробуем отгадать, сколько ему лет?

Воспитатель объясняет, как считают года дерева, по кольцам.

Воспитатель:

Ну вот, и экран нашего телевизора весь открылся и рассказал нам все о деревьях.

Заключение: Понравилось вам занятие? Что вы узнали нового?

И, конечно,  вы поняли главное:  деревья в лес у - это дом для растений, птиц, животных.  Лес надо любить и беречь.  Лес  приносит много пользы для всех.