Развивающее взаимодействие педагога с детьми
Курсовой проект по теме: «Люби и знай природу».
Использование приёмов развивающего взаимодействия педагога с детьми по проблеме охраны первоцветов.
Содержание.
1. Введение
· Актуальность проблемы
· Цель проекта
Тематическое планирование
Организация развивающей среды по всем направлениям деятельности детей
Экологический проект. Тема: Подснежник.
4.1.-1 этап (зима)
4.2. - 2 этап (весна)
4.3-3 этап (лето)
5. Заключение проекта
Анкета для родителей «Первоцветы рядом с нами!»
6.3.Технологические карточки проведения викторины и
нежные подснежники
· Актуальность проблемы.
Весь проект проходит под девизом: «Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни».
· Цель: Формирование у детей основ экологической культуры предлагает единство и взаимосвязь таких её составляющих, как интерес в природе и проблемам её охраны, знания о компонентах природной среды и взаимосвязях между ними, нравственные и эстетические чувства по отношению к природе (жалость, любовь, сопереживание, доброта, удивление, восхищение). Культура поведения в природе и деятельность по оказанию ей помощи.
Задачи: с помощью приёма удивления активизировать познавательную деятельность формировать устойчивый интерес к природе (к первоцветам) с помощью фольклорного материала (сказки, пословицы, стихи, поговорки, загадки.)
В ходе проекта сформировать новые экологические знания, в том числе и о нормах поведения в лесу.
Учить анализировать свои и чужие поступки, воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Развивать наблюдательность.
Тематическое планирование:
Месяц |
Тема занятия |
Программное содержание |
Декабрь |
«Что растёт из луковицы?» (посадка лука в землю, в воду, в тёмное место) |
Дать детям знания, что растения по-разному приспосабливаются к жизни. Познакомить с растениями, размножающиеся луковицами: подснежник, тюльпан, нарцисс. Учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы. |
«Вершки и корешки» |
Показать детям, что для роста и развития растений нужна сильная корневая система, определение условия произрастания. Научить различать части растений, их использовании человеком. |
|
«Зимовка растений» |
Показать, что происходит в жизни растений зимой. Погибают ли они от зимней стужи? Как растения приспосабливаются к суровым условиям земли? Помощь человека растениям зимой. |
|
Январь |
«Лесная сказка» |
Показать особенности жизни растения в зимних условиях. Воспитать желание осторожно и бережно относится к «спящим» в Природе. |
Викторина «Человек и природа» |
Закрепить понятия детей о живом. Человек-живое существо, для его жизни необходимо определённые условия. Человек живёт не один. Природа-друг человека, она помогает ему жить. Как человек охраняет природу. Взаимосвязь. Добиваешься, чтобы каждый ребёнок знал нормы и правила поведения в природе. |
|
Февраль |
«Можно ли жить без воздуха» (1 часть) |
Дать детям знания об одной из четырёх стихий природы -воздухе. Объяснить что дыхание -необходимое условие для жизни человека. |
«Можно ли жить без воздуха» (2 часть) |
Познакомить с огромной ценностью зелёных зон и внутригородских насаждений в жизни людей, (собирают пыль, улучшают качество воздуха) Заботясь о зелёном наряде наших улиц, мы пополняем ряды наших друзей. |
|
«Здоровый человек» (1 часть) |
Показать взаимодействие человека с природой. |
Моделирование правил поведения. Я и растение - одно целое. |
|||||
«Здоровый человек» (2 часть) |
Показать детям зависимость здоровья человека от состояния здоровья природы. Объяснить необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на земле. Охрана природы. |
||||
Март |
«Осторожно, их мало!» (красная книга растений) |
Закреплять понятия детей о Красной книге природы, познакомить с растениями Красной книги, растущими в Ленинградской области. Воспитывать любовь к природе. |
|||
«В гости к первоцветам» |
Познакомить детей с растениями - первоцветами (особенностями внешнего вида, условиями произрастания) Воспитывать бережное отношение к цветущим растениям, их охрана. |
||||
Апрель |
«Лес» |
Дать детям знания о лесе, как экосистеме: видовой состав растений, животных. Воздействие человека на лес: его использование, охрана. Правила поведения в лесу. |
|||
«Лесные кладовые» |
Познакомить детей с богатством, которое лес открывает для человека. Правила сбора цветов. Бережное отношение к лесу. |
||||
«На весёлый луг пойдём» |
Луг - как экосистема, разнообразие луговых трав. Правила сбора, поведения, охрана. Воспитывать бережное отношение к растениям луга. |
||||
«Зелёная планета» (практическое занятие) |
Посадка саженцев деревьев, высадка подснежников -озеленение территории детского сада, Воспитание у детей желания практическими делами оказывать помощь природе. Закрепление практических навыков. |
||||
«Солнышко выгляни в окошко» |
Умножить знания о роли солнца в жизни человека, растений, животных. Влияние солнца на жизнь живого и растительного мира, их рост и размножение, (продолжительность светового дня) Воспитывать в детях любознательность и внимательность. |
||||
Май |
«Цветочные часы» |
Познакомить детей с особенностями цветочных растений, которые используют для определения времени. Научить любоваться цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь их. |
|||
«Руку дружбы природе» (1 часть) |
Составлять с детьми правила поведения в природе. Побуждать детей к творчеству, вызвать у них желание вносить посильный вклад в природоохранительное воспитание населения. |
||||
«Руку дружбы природе» (2 часть) |
Привлечь детей к практическому труду на участке по оказании помощи природе. Воспитывать стремление у детей практической деятельностью показывать свою любовь к природе. |
||||
«Бабочки -Красавицы, прилетайте к нам» |
Познакомить детей с правилами составления букетов. Учить детей не брать самые лучшие цветущие растения у природы для букетов. Стараться не пользовать садовые цветы. Уважать труд людей, посадивших цветы для оющей радости. Закрепить знания детей о цветах. |
||||
Организация развивающей среды.
I. Подготовить иллюстрации на тему: «Первоцветы» - лесные, садовые «Красивый букет» «Уход за цветами»
«Помощь и вред, который могут принести люди природе» П. Коллекции.
Гербарии первоцветов лесных и садовых
Цветы занесённые в красную книгу
Открытки с цветами
Открытки с весенними букетами
III. Атрибуты по уходу за цветами
лейка
грабли
-тяпочка
Центр ИЗО - подготовить бумагу, цветную проволоку, клей, ножницы, краски.
IV. Дидактические игры.
«Полевые цветы»
«Сколько цветов»
«Соседи»
«Я и лес»
«Что где растёт»
«Угадай цветок по описанию»
«Магазин цветов»
Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с растениями.
V. Центр экспериментирования.
Выкопать луковицу подснежника.
Луковица - это подземная кладовая, которая помогает ему всю весну и лето и позволяет пробуждаться так рано.
Посадить луковицу подснежника.
VI. Модели поведения человека в природе.
VII. Алгоритмы действий.
VIII. Центр книгоиздательства. Оснащение: линованная и белая бумага разного размера;
изобразительные и пишущие средства; заготовки обложек;
картонные рамки для форматирования будущих книг.
Дырокол, степлер, скотч, шнурки, тесёмки, ленточки для скрепления листов, клей, ножницы, стеллаж для хранения книг, магнитофон.
IX. Моделирование строений растений, сезонов,
приспособляемость к среде обитания.
X. Изготовление книжек:
«Первоцветы»
«Путешествие одного подснежника»
XI. Театрализация. Атрибуты для проведения сценки «12 месяцев». Подготовить художественную литературу, энциклопедии по растительному миру.
Экологический проект Тема: "Подснежник"
I этап (зима).
- Необходимо завести альбом, куда будут заноситься результаты наблюдений. Альбом можно назвать "Первоцвет".
- На первой странице альбома написать название цветка и его имя, которое 1фидумают сами дети.
- На следующей странице пусть дети нарисуют портрет своего растения.
Здесь возможны варианты: цветок рисует каждый ребенок или создают один групповой рисунок с названием "Весенний букет".
- На третьей странице можно нарисовать то, что необходимо этому цветку для его роста я развития: дождик, солнышко, земля и т.д.
- Чтобы дети имели представление о цветке, проведите показ слайдов "Первые весенние цветы",
- Просмотр иллюстраций и картинок о подснежнике. Прослушивание грамзаписи П. И: Чайковского "Подснежник".
Для того чтобы дети осознали параметры цветка, помогите им хотя бы схематично нарисовать себя рядом с ним.
- Д/и "Полевые цветы". Д/и "Сколько цветов". С/р "В гостях у
почемучки". Театр картинок "Снегурочка". Заучивание стихотворения:
Т. Белозерова:
Плакала Снегурочка
Зиму провожала.
Шла за ней и плакала
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала.
Трогая березы,
Выросли подснежники-
Снегурочкины слезы.
II этап (весна)
- Провести экскурсию в лес к местам, где растут подснежники.
- Во время наблюдения объяснить детям, что название цветка.
произошло от слов "гала" - молоко и "актус" - цветок (галактус). Древняя легенда рассказывает: "Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда. Поэтому подснежник и стал символом надежды". По другой легенде, "Богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый - пребелый костюм. Снег тоже хотел принять участие в празднике и стал просить у растений поделиться своим с ним.
Изо всех цветов один подснежник укрыл его своим хитоном. Танцуя, они так понравились друг другу, что неразлучны и по сей день".
Голубенький, чистый Подснежник - цветок! А подле сквозистый Последний снежок. Майков.
- Заучить стихотворение Маршака "Апрель". "Мамин день" Г. Виеру.
- С/р игра "В гости к лесу". Д/и "Угадай цветок по описанию".
- Д/и "Кто где растет".
- Вышивание подснежника в подарок маме.
- Во время целевой прогулки провести беседу - рассуждение "Почемуподснежники спешат?". Оказывается, что корешки, корневища и луковица помогают травяным растениям расцветать как можно раньше. Когда пригреет солнце, развернутся листья на березах, осинах, дубах, кустах и в лесу станет тенисто от густой зелени деревьев. А цветам без солнца жить нельзя. Расцветая в окружении снегов, подснежник сам похож на снежинку.
На поля дохнуло ветром весенним. Ивы распустились за прудом. У тропинки маленький подснежник Загорелся, синим огоньком. Закачался слабенький и гибкий, Удивленно радуясь всему. И в ответ, с приветливой улыбкой, Солнце наклоняется к нему.
- Предложить детям выкопать осторожно подснежник и рассмотреть луковицу.
Это "подземельная кладовая", которая помогает растению всю весну и лето.
Она - то и позволяет ему пробуждаться так рано.
- Посадить выкопанное растение в горшок и понаблюдать за ним в группе.
Рассказ воспитателя о подснежнике. "Англичане называют подснежник снежной каплей или снежной сережкой. У французов и итальянцев он -снегосверлитель, у чехов - снежинка, у немцев - снежный колокольчик. А болгары за то, что растение бросает вызов зиме, называют его кокиче, т.е. задира. Однако не все подснежники белые, бывают они и фиолетового и бледно-желтого цвета. Эти растения так любят весну, что бывает, слабого дыхания ее достаточно, чтобы их лепестки раскрылись и засияли счастьем".
Расцвели подснежники Да в леске, да в леске. Скоро всей земелюшке быть в цветах, быть в венке. Е. Серова.
III этап (лето)
- Экскурсия в лес к месту, где растут подснежники. Сравнить и отметить отличия, произошедшие за это время.
- Д/и "Угадай по запаху".
- Д/и "Кто первый заметит изменения".
С/р "Экологическая тревога".
Чтение сказки Маршака "12 месяцев".
Провести опыт: накрыть цветок целлофановым пакетом - к утру под ним будет вода.
Опыт: одно растение поливать, другое - нет. Посмотреть, что получится. Оригами "Цветок" (из бумаги).
- Рассказ воспитателя: "У нас в России подснежниками называют любые ранневесенние цветы. Они могут быть голубыми, желтыми, белыми.
Трепетные медуница и вереница, мохнатые хохлатки, пролески и перелеска... Все эти и еще многие другие растения в народе любовно называют подснежниками. Иногда думается, что выросли они и зацвели ранней весной специально, чтобы украсить, еще не очень приветливые леса и доставить радость людям. И тем обиднее, что люди не ценят этого."
Если я сорву цветок.
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны.
И не будет красоты.
- Первоцветы не стоят в воде - они моментально вянут. А главное – ведь люди губят красоту! Печально обернулась для подснежников любовь человека к цветам: многие из них стали редкими. Многие занесены в красную книгу.
- Нарисовать в альбоме красный цвет. Что он обозначает? О какой опасности предупреждает?
IV этап (осень)
- Лепка "Подснежник" (из целого куска пластилина).
- Д/и "Угадай о чем спрошу".
- Д/и "Растения леса",
- С/р "12 месяцев".
- Инсценировка сказки Маршака "12 месяцев",
- Очень важна практическая работа детей по уходу за цветком (полив, рыхление и т.д.).
- На обобщающих занятиях дети рассматривают рисунки и делают выводы, как изменился цветок за год.
Можно предложить дошкольникам представить, чтони превратились в цветок и должны рассказать, что с ними произошло за год, или сочинить сказку, используя свои наблюдения.
Первоцветы рядом с нами! (анкета для родителей)
Фамилия, имя родителя группа
1. Любите ли Вы совершать прогулки в лес?
2. В какое время года предпочитаете бывать в лесу?
3. Привлекает ли Вас лес весной?
Чем? (Красотой, пробуждением от зимней спячки, Стремлением к жизни, поэтичностью и т.д.)
(нужное подчеркнуть, дописать свой вариант ответа)
4. Знаете ли Вы название лесных цветов?
Если да, перечислите их:
5. Какие первоцветы Вам известны?
Луговые
Садовые
6. Знаете ли Вы, почему первоцветы имеют яркую окраску и приятный запах? С чем это связано?
7. Любите ли Вы собирать цветы?
Поощряете ли детей в их увлечении собирать букеты?
8. Как Вы поступите, увидев поляну с красивыми цветами?
(нарву большой букет, сорву один цветочек, полюбуюсь и уйду)
(нужное подчеркнуть, дописать свой вариант ответа)
9. Знаете ли Вы, каковы последствия массового сбора цветов?
(Ничего страшного в этом нет, нарушается равновесие в природе,
происходит гибель растений, растения пропадают, исчезают)
(нужное подчеркнуть, дописать свой вариант ответа)
10. Задумывались Вы над тем, что сорванный цветок - это «пленник, приговорённый к смерти»?
11. включаетесь ли Вы в работу ДОУ по защите первоцветов?
Заключение.
- Провести театрализованное представление «Подснежник» на котором звучат стихи, музыка, пословицы и песни об этом прекрасном цветке, роли исполняют дети и родители.
- Создание книги впечатлений обо всём что узнали, усвоили.
- Принять правила поведения (в схемах) в лесу, обращения с прекрасным, что дарит нам природа.
- Анкеты для родителей.
Библиография.
1. Белозеров. Т. «Снегурочка»
2. Виеру Г. «Мамин день»
3. Зенина Т. Дошкольное воспитанию. Издательский дом «Воспитание дошкольника» Москва 2002 с.21
4. Лыкова А.И. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты, методические рекомендации.
Издательство Карапуз - Дидактика Творческий центр Сфера Москва 2006 с. 171
5. Майков А. «Подснежник»
6. Маршак С.Я. «Апрель», «12 месяцев»
7. Соловьёва С. «Подснежник»
8. Фокина А.Д. Познавательно - речевые занятия в детском саду (из опыта работы) Санкт-Петербург 1998 с 102, с 157