Развивающее взаимодействие педагога с детьми

Развивающее взаимодействие педагога с детьми по проблеме охраны первоцветов

Курсовой проект по теме: «Люби и знай природу».


Использование приёмов развивающего взаимодействия  педагога с детьми по проблеме охраны первоцветов.


Содержание.

1.          Введение        

·  Актуальность проблемы         

·  Цель проекта  


Тематическое планирование   

Организация развивающей среды по всем направлениям деятельности детей  


Экологический проект. Тема: Подснежник.

4.1.-1 этап (зима)     

4.2. - 2 этап (весна)  

4.3-3 этап (лето)       

5. Заключение проекта 


Анкета для родителей «Первоцветы рядом с нами!»    

           

6.3.Технологические карточки проведения викторины и
нежные подснежники

           

·         Актуальность проблемы.

Весь проект проходит под девизом: «Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни».


·         Цель: Формирование у детей основ экологической культуры предлагает единство и взаимосвязь таких её составляющих, как интерес в природе и проблемам её охраны, знания о компонентах природной среды и взаимосвязях между ними, нравственные и эстетические чувства по отношению к природе (жалость, любовь, сопереживание, доброта, удивление, восхищение). Культура поведения в природе и деятельность по оказанию ей помощи.


Задачи: с помощью приёма удивления активизировать познавательную деятельность формировать устойчивый интерес к природе (к первоцветам) с помощью фольклорного материала (сказки, пословицы, стихи, поговорки, загадки.)

В ходе проекта сформировать новые экологические знания, в том числе и о нормах поведения в лесу.

Учить анализировать свои и чужие поступки, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Развивать наблюдательность.


Тематическое планирование:


Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Декабрь

«Что растёт из луковицы?» (посадка лука в землю, в воду, в тёмное место)

Дать детям знания, что растения по-разному приспосабливаются к жизни. Познакомить с растениями, размножающиеся луковицами: подснежник, тюльпан, нарцисс. Учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы.

 

«Вершки и корешки»

Показать детям, что для роста и развития растений нужна сильная корневая система, определение условия произрастания. Научить различать части растений, их использовании человеком.

 

«Зимовка растений»

Показать, что происходит в жизни растений зимой. Погибают ли они от зимней стужи? Как растения приспосабливаются к суровым условиям земли? Помощь человека растениям зимой.

Январь

«Лесная сказка»

Показать особенности жизни растения в зимних условиях. Воспитать желание осторожно и бережно относится к «спящим» в Природе.


 

Викторина «Человек и природа»

Закрепить понятия детей о живом. Человек-живое существо, для его жизни необходимо определённые условия. Человек живёт не один. Природа-друг человека, она помогает ему жить. Как человек охраняет природу. Взаимосвязь. Добиваешься, чтобы каждый ребёнок знал нормы и правила поведения в природе.

Февраль

«Можно ли жить без воздуха» (1 часть)

Дать детям знания об одной из четырёх стихий природы -воздухе. Объяснить что дыхание -необходимое условие для жизни человека.

 

«Можно ли жить без воздуха» (2 часть)

Познакомить с огромной ценностью зелёных зон и внутригородских насаждений в жизни людей, (собирают пыль, улучшают качество воздуха) Заботясь о зелёном наряде наших улиц, мы пополняем ряды наших друзей.

 

«Здоровый человек»

(1 часть)

Показать взаимодействие человека с природой.


   

Моделирование правил поведения. Я и растение - одно целое.

 
 

«Здоровый человек»

(2 часть)

Показать детям зависимость здоровья человека от состояния здоровья природы. Объяснить необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на земле. Охрана природы.

 

Март

«Осторожно, их мало!» (красная книга растений)

Закреплять понятия детей о Красной книге природы, познакомить с растениями Красной книги, растущими в Ленинградской области. Воспитывать любовь к природе.

 
 

«В гости к первоцветам»

Познакомить детей с растениями - первоцветами (особенностями внешнего вида, условиями произрастания) Воспитывать бережное отношение к цветущим растениям, их охрана.

 

Апрель

«Лес»

Дать детям знания о лесе, как экосистеме: видовой состав растений, животных. Воздействие человека на лес: его использование, охрана. Правила поведения в лесу.

 
 

«Лесные кладовые»

Познакомить детей с богатством, которое лес открывает для человека. Правила сбора цветов. Бережное отношение к лесу.

 

«На весёлый луг пойдём»

Луг - как экосистема, разнообразие луговых трав. Правила сбора, поведения, охрана. Воспитывать бережное отношение к растениям луга.

 

«Зелёная планета» (практическое занятие)

Посадка саженцев деревьев, высадка подснежников -озеленение территории детского сада, Воспитание у детей желания практическими делами оказывать помощь природе. Закрепление практических навыков.

 

«Солнышко выгляни в окошко»

Умножить знания о роли солнца в жизни человека, растений, животных. Влияние солнца на жизнь живого и растительного мира, их рост и размножение, (продолжительность светового дня) Воспитывать в детях любознательность и внимательность.

Май

«Цветочные часы»

Познакомить детей с особенностями цветочных растений, которые используют для определения времени. Научить любоваться цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь их.

 
 

«Руку дружбы природе»

(1 часть)

Составлять с детьми правила поведения в природе. Побуждать детей к творчеству, вызвать у них желание вносить посильный вклад в природоохранительное воспитание населения.

 
 

«Руку дружбы природе»

(2 часть)

Привлечь детей к практическому труду на участке по оказании помощи природе. Воспитывать стремление у детей практической деятельностью показывать свою любовь к природе.

 
 

«Бабочки -Красавицы, прилетайте

к нам»

Познакомить детей с правилами составления букетов. Учить детей не брать самые лучшие цветущие растения у природы для букетов. Стараться не пользовать садовые цветы.

Уважать труд людей, посадивших цветы для оющей радости. Закрепить знания детей о цветах.

 
           

Организация развивающей среды.

I. Подготовить иллюстрации на тему: «Первоцветы» - лесные, садовые «Красивый букет» «Уход за цветами»

«Помощь и вред, который могут принести люди природе» П. Коллекции.

Гербарии первоцветов лесных и садовых

Цветы занесённые в красную книгу

Открытки с цветами

Открытки с весенними букетами

III.      Атрибуты по уходу за цветами

лейка

грабли

-тяпочка

Центр ИЗО - подготовить бумагу, цветную проволоку, клей, ножницы, краски.

IV.       Дидактические игры.
«Полевые цветы»
«Сколько цветов»
«Соседи»

«Я и лес»

«Что где растёт»

«Угадай цветок по описанию»

«Магазин цветов»

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с растениями.

V.        Центр экспериментирования.

Выкопать луковицу подснежника.

Луковица - это подземная кладовая, которая помогает ему всю весну и лето и позволяет пробуждаться так рано.

Посадить луковицу подснежника.

VI.       Модели поведения человека в природе.

VII.      Алгоритмы действий.

VIII.   Центр книгоиздательства. Оснащение: линованная и белая бумага разного размера;

изобразительные и пишущие средства; заготовки обложек;

картонные рамки для форматирования будущих книг.

Дырокол, степлер, скотч, шнурки, тесёмки, ленточки для скрепления листов, клей, ножницы, стеллаж для хранения книг, магнитофон.

IX.       Моделирование строений растений, сезонов,
приспособляемость к среде обитания.

X.        Изготовление книжек:
«Первоцветы»

«Путешествие одного подснежника»

XI. Театрализация. Атрибуты для проведения сценки «12 месяцев». Подготовить художественную литературу, энциклопедии по растительному миру.




Экологический проект Тема: "Подснежник"


I              этап (зима).

-              Необходимо   завести   альбом,   куда   будут   заноситься   результаты наблюдений. Альбом можно назвать "Первоцвет".

-              На первой странице альбома написать название цветка и его имя, которое 1фидумают сами дети.

-              На следующей странице пусть дети нарисуют портрет своего растения.

Здесь возможны варианты: цветок рисует каждый ребенок или создают один групповой рисунок с названием "Весенний букет".

-              На третьей странице можно нарисовать то, что необходимо этому цветку для его роста я развития: дождик, солнышко, земля и т.д.

-              Чтобы дети имели представление о цветке, проведите показ слайдов "Первые весенние цветы",

-              Просмотр иллюстраций и картинок о подснежнике. Прослушивание грамзаписи  П. И: Чайковского "Подснежник".

Для того чтобы дети осознали параметры цветка, помогите им хотя бы схематично нарисовать себя рядом с ним.

-              Д/и  "Полевые  цветы".   Д/и   "Сколько   цветов".  С/р   "В  гостях у

почемучки". Театр картинок "Снегурочка". Заучивание стихотворения:

 Т. Белозерова:

Плакала Снегурочка

Зиму провожала.

Шла за ней и плакала

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала.

Трогая березы,

Выросли подснежники-

Снегурочкины  слезы.    

           

II             этап (весна)

-              Провести экскурсию в лес к местам, где растут подснежники.

-              Во   время   наблюдения   объяснить   детям,   что   название   цветка.

произошло от слов "гала" - молоко и "актус" - цветок (галактус). Древняя легенда рассказывает:   "Когда Адам и  Ева были изгнаны из рая,  шел сильный снег и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела,   у   нее   появилась   надежда.   Поэтому   подснежник   и   стал символом надежды". По другой легенде, "Богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый - пребелый костюм. Снег тоже хотел принять участие в празднике и стал просить у растений поделиться своим с ним.

Изо всех цветов один подснежник укрыл его своим хитоном. Танцуя, они так понравились друг другу, что неразлучны и по сей день".

Голубенький, чистый Подснежник - цветок! А подле сквозистый Последний снежок. Майков.

-              Заучить стихотворение Маршака "Апрель". "Мамин день" Г. Виеру.

-              С/р игра "В гости к лесу". Д/и "Угадай цветок по описанию".

-              Д/и "Кто где растет".

-              Вышивание подснежника в подарок маме.

-              Во время целевой прогулки провести беседу - рассуждение "Почемуподснежники спешат?". Оказывается, что корешки, корневища и луковица помогают  травяным   растениям  расцветать  как  можно  раньше.   Когда пригреет солнце, развернутся листья на березах, осинах, дубах, кустах и в лесу станет тенисто от густой зелени деревьев. А цветам без солнца жить нельзя. Расцветая в окружении снегов, подснежник сам похож на снежинку.

На поля дохнуло ветром весенним. Ивы распустились за прудом. У тропинки маленький подснежник Загорелся, синим огоньком. Закачался слабенький и гибкий, Удивленно радуясь всему. И в ответ, с приветливой улыбкой, Солнце наклоняется к нему.

-              Предложить детям выкопать осторожно подснежник и рассмотреть луковицу.

Это "подземельная кладовая", которая помогает растению всю весну и лето.

Она - то и позволяет ему пробуждаться так рано.

-              Посадить выкопанное растение в горшок и понаблюдать за ним в группе.

Рассказ воспитателя о подснежнике. "Англичане называют подснежник снежной каплей или снежной сережкой. У французов и итальянцев он -снегосверлитель, у чехов - снежинка, у немцев - снежный колокольчик. А болгары за то, что растение бросает вызов зиме, называют его кокиче, т.е. задира. Однако не все подснежники белые, бывают они и фиолетового и бледно-желтого цвета. Эти растения так любят весну, что бывает, слабого дыхания ее достаточно, чтобы их лепестки раскрылись и засияли счастьем".

Расцвели подснежники Да в леске, да в леске. Скоро всей земелюшке  быть в цветах, быть в венке. Е. Серова.


III этап (лето)

-              Экскурсия  в  лес   к месту,   где  растут  подснежники.   Сравнить  и  отметить отличия, произошедшие за это время.

-              Д/и "Угадай по запаху".

-              Д/и "Кто первый заметит изменения".

С/р "Экологическая тревога".

Чтение сказки Маршака "12 месяцев".

Провести опыт: накрыть цветок целлофановым пакетом - к утру под ним будет вода.

Опыт: одно растение поливать, другое - нет. Посмотреть, что получится. Оригами "Цветок" (из бумаги).

-              Рассказ воспитателя: "У нас в России подснежниками называют любые ранневесенние цветы. Они могут быть голубыми, желтыми, белыми.

Трепетные медуница и вереница, мохнатые хохлатки, пролески и перелеска... Все эти и еще многие другие растения в народе любовно называют подснежниками. Иногда думается, что выросли они и зацвели ранней весной специально, чтобы украсить, еще не очень приветливые леса и доставить радость людям. И тем обиднее, что люди не ценят этого."

Если я сорву цветок.

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны.  

И не будет красоты.


-              Первоцветы не стоят в воде - они моментально вянут. А главное – ведь люди  губят красоту!   Печально  обернулась для  подснежников  любовь человека к цветам: многие из них стали редкими. Многие занесены в красную книгу.

-              Нарисовать в альбоме красный цвет. Что он обозначает? О какой опасности предупреждает?


IV этап (осень)

-              Лепка "Подснежник" (из целого куска пластилина).

-              Д/и "Угадай о чем спрошу".

-              Д/и "Растения леса",

-              С/р "12 месяцев".

-              Инсценировка сказки Маршака "12 месяцев",

-              Очень важна практическая работа детей по уходу за цветком (полив, рыхление и т.д.).

-              На обобщающих занятиях дети рассматривают рисунки и делают выводы, как изменился цветок за год.

Можно предложить дошкольникам представить, чтони превратились в цветок и должны рассказать, что с ними произошло за год, или сочинить сказку, используя свои наблюдения.




Первоцветы рядом с нами! (анкета для родителей)

Фамилия, имя родителя           группа

1.            Любите ли Вы совершать прогулки в лес?     

2.            В какое время года предпочитаете бывать в лесу?  

3.            Привлекает ли Вас лес весной?           

Чем? (Красотой, пробуждением от зимней спячки, Стремлением к жизни, поэтичностью и т.д.)  

(нужное подчеркнуть, дописать свой вариант ответа)

4. Знаете ли Вы название лесных цветов?     

Если да, перечислите их:         

5.            Какие первоцветы Вам известны?     

Луговые            

Садовые            

6.            Знаете ли Вы, почему первоцветы имеют яркую окраску и приятный запах? С чем это связано? 

7.            Любите ли Вы собирать цветы?           

Поощряете ли детей в их увлечении собирать букеты?        

8.            Как Вы поступите, увидев поляну с красивыми цветами?

(нарву большой букет, сорву один цветочек, полюбуюсь и уйду)

(нужное подчеркнуть, дописать свой вариант ответа)

9.            Знаете ли Вы, каковы последствия массового сбора цветов?

(Ничего страшного в этом нет, нарушается равновесие в природе,

происходит гибель растений, растения пропадают, исчезают)

(нужное подчеркнуть, дописать свой вариант ответа)

10.          Задумывались Вы над тем, что сорванный цветок - это «пленник, приговорённый к смерти»?   

11.          включаетесь ли Вы в работу ДОУ по защите первоцветов?




Заключение.

-              Провести театрализованное представление «Подснежник» на котором звучат стихи, музыка, пословицы и песни об этом прекрасном цветке, роли исполняют дети и родители.

-              Создание книги впечатлений обо всём что узнали, усвоили.

-              Принять правила поведения (в схемах) в лесу, обращения с прекрасным, что дарит нам природа.

-              Анкеты для родителей.




Библиография.

1.            Белозеров. Т. «Снегурочка»

2.            Виеру Г. «Мамин день»

3.            Зенина Т. Дошкольное воспитанию. Издательский дом «Воспитание дошкольника» Москва 2002 с.21

4.            Лыкова А.И. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты, методические рекомендации.

Издательство Карапуз - Дидактика Творческий центр Сфера Москва 2006 с. 171

5.            Майков А. «Подснежник»

6.            Маршак С.Я. «Апрель», «12 месяцев»

7.            Соловьёва С. «Подснежник»

8.            Фокина А.Д. Познавательно - речевые занятия в детском саду (из опыта работы) Санкт-Петербург 1998 с 102, с 157